[<10>] ====== Толкования Пс. 49:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна** См. Толкование на [[old:ps:049:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 49:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна** Видишь, как он постепенно прояснеет речь, раскрывает сокровище, бросает светлейший луч: **«Бог явно**, – говорит, – **придет»**. Когда Он приходил не явно? Когда? В первое Свое пришествие. Тогда Он пришел без шума, для многих оставаясь неизвестным и долго не открываясь. Что я говорю – для многих, когда и сама Дева, носившая Его во чреве, не знала (всей) неизреченной тайны, и братья Его не веровали в Него, и мнимый отец не думал видеть в Нем ничего великого? Но что я говорю о людях? И сам диавол не знал Его, потому что если бы он знал, то не спрашивал бы Его спу­стя столько времени на горе: //«если Ты Сын Божий»//, – сказав это один, два и три раза [[new:mf:04:03|(Мф.4:3, 6)]]. Потому и Иоанну, который начинал открывать Его, Он сказал: //«оставь теперь//, т.е. умолчи теперь, потому что еще не пришло время открыться тайне до­мостроительства; Я хочу еще скрываться от диавола; умолчи же, //ибо так надлежит нам»// [[new:mf:03:15|(Мф.3:15)]]. Также сходя с горы, Он повелел не сказывать никому, что Он – Христос [[new:mf:17:09|(Мф.17:9)]]. Тогда Он приходил, как пастырь, найти заблудшую овцу и уловить одичавшую добычу, почему и прикрывал Себя. Как врач не вдруг показывает себя страшным больному, так и Он хотел открыться не в самом начале, но мало-по­малу и постепенно. Вот почему тот же пророк, изображая тихое пришествие Его, сказал впоследствии: //«сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю»// [[old:ps:071:06|(Пс.71:6)]]. Он при­шел не с шумом, не производя смятения, не колебля земли, не метая молний, не потрясая неба, не посылая множества анге­лов, не расторгая тверди и не сходя на облаках, но мирно носимый во чреве Девы в течение девятимесячного времени, рождается как сын плотника, полагается в яслях и бед­ных пеленах, терпит гонение и бежит с матерью в Еги­пет. Потом, по смерти беззаконника, возвращается, ходит то туда, то сюда, по виду как один из обыкновенных людей, имея бедную одежду и скудную пищу и постоянно путешествуя, так постоянно, что даже утомляется на пути. А после Он при­дет не так, но столь явно, что пришествие Его даже не бу­дет иметь нужды в провозвестнике. Поэтому Он Сам, по­казывая очевидность своего будущего пришествия, говорил: если услышите: //«вот, Он в пустыне»//, – не выходите; //«вот, Он в потаенных комнатах»//, – не верьте; //ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого»// [[new:mf:24:26|(Мф.24:26–27)]]; оно само покажет себя и возвестит о себе. И с молнией бывает то же: мы не имеем нужды, чтобы кто-нибудь возвещал о ней; но как скоро она является, то и делается видимою для всех, и в одно время для всех. Так и Па­вел говорит: //«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба»// [[new:1sol:04:16|(1Сол.4:16)]]. Так и пророк видел Его несомым на облаках, реку, теку­щую пред Ним, страшное седалище и неумолимый суд [[old:dan:07:09|(Дан.7:9)]]. Тогда будет время суда и осуждения; поэтому тогда Он явится уже не как врач, но как судия. Таким образом Даниил видел и престол Его, и реку, протекающую пред Его седалищем, и все это являлось ему огненным, и колесница и колеса. А вначале, при первом Своем пришествии, Он не являл ничего такого, ни огня, ни реки, ни чего-нибудь другого подобного, но тогда были ясли, гостиница, хижина и бедная мать. С другой стороны пророк выражает здесь Его непре­ложность и неизменяемость. Так как он сказал, что Се­дящий на престоле имеет волосы чистые, как волна, и одежду белую, как снег, то, чтобы ты разумел не волосы и одежду, а чистоту и светлость, он представляет все в огне. **«Огонь пред Ним возгорится и вокруг Его сильная буря»**. Такими подо­биями и этот пророк выражает непреложность, неизменяе­мость, светлость и неприступность Божию. Он не ограничи­вается только огнем, но, желая показать силу Его наказания, присовокупляет: **«сильная буря»**. Словом: **«буря»** (cataigìV) называется или тяжелая глыба снега, которая увлекает и ниспровергает все ей встречающееся, или сильное стремление ветра, которое производит то же самое и бывает невыносимо для идущих ему навстречу. Желая выразить тяжесть этого наказания, он и употребляет такие сравнения. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна** **«Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит».** Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое. Тогда велелепие Свое сокрыл Он в уничижении и нищете; а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво. **«Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна».** Сие зрел блаженный Даниил. Ибо говорит: //«река огненна течаше исходящи пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь»// ([[old:dan:07:09|Дан.7:9–10]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна** **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит** В этих словах содержится пророчество о втором пришествии Христовом. В первое свое пришествие Иисус Христос явился на земле тайно, так что сам диавол не знал его; ибо, если бы он знал, то не спрашивал бы Господа, когда они были на горе: //аще Сын ecи Божий.// Во второе пришествие Господь приидет напротив явно на землю вместе с силами и славою многою. Тогда Господь приходил в образе раба, подобно ловцу, который имел своею целью уловить некогда возмутившегося против Бога диавола; во второе свое пришествие Он приидет напротив как Судия всей твари. //Яко же бо молния исходит от восток//, говорит Писание, //и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого// [[new:mf:24:27|(Матф. 24,27)]]. Это второе пришествие Господне будет для всех и страшным и явным. Выражение не премолчит значит тоже, что не потерпит потом во веки никакого нечестия. **Огнь пред Ним возгорится, и окрест **(вокруг)** Его буря зельна** (сильная) Этими словами псалмопевец предрекает, что явление Господа на земле во второе пришествие будет грозное и нестерпимое. Таким некогда созерцал это явление в своем видении и пророк Даниил: //Река огненная течаше исходящи пред ним,// говорится в его книге, //престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ// [[old:dan:07:09|(Дан. 7,9-10)]]. Под бурею разумеется порывистое и сильное движение воздуха, которым будет сопровождаться тогда нисшествие Божие на землю. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна** См. Толкование на [[old:ps:049:02#ep_irinej_orda|Пс. 49:2]] ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна** **Огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зельна.** Афан. Велик, Ст. 190. Огнь или означает исходящий от Него свет, потому что ведению Христову предшествует приобретаемый верою мысленный столп, предводивший израильтян ночью; или значит, что нас, охладевших во всяком грехе, Спаситель возжег усердием ко всему доброму; подобно мысленному огню вложив в нас причастие Св. Духа. Ибо сказал: //огнь приидох воврещи на землю// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]]. И все мы, сподобившиеся таковой благодати, соделались живы духом. Посему и при благодатном даровании Святого Духа вводится явление огня. Ибо, по слову Иоаннову [[new:lk:03:16|(Лк. 3:16)]], крещаемся мы о Христе Иисусе Духом Святым и огнем. Некто же и из пророков сказал: //той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих, И сядет разваряя и очищая, яко сребро и яко злато// [[old:mal:03:02|(Мал. 3:2,]] [[old:mal:03:03|3)]], потому что сила Святого Духа истребляет в нас всякую скверну. Но ни малой не принесло сие пользы иудейской синагоге, потому что не приняли благодати те, о которых сказал Бог у Иеремии: //оскуде мех от огня, испие олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша// [[old:ier:06:29|(Иер. 6:29)]]. [[old:ps:049:06|Ст. 6.]] //Завещающие завет Его о жертвах.// По Феодор.: соберите Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и других, которые приносили Мне законные жертвы и других завещавали; Я чрез них засвидетельствую, что жертвы закона уже отменяются и что полагается конец учению, которое было прилично младенцам; а собирает праведных потому, что они всегда знали, что кровавые жертвы спасают только верою во Иисуса Христа. [[old:ps:049:07|Ст. 7.]] //Небеса возвестят правду.// Они возвестили сие чудесами при кресте и при разрушении храма Иерусалимского. [[old:ps:049:23|Ст. 23.]] //Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.// Афан. разумеет о таинствах вообще, и особенно Евхаристии. Жертва хвалы, жертва бескровная прославляет Господа; ибо в ней мы вспоминаем и благодарим Господа за неизреченные благодеяния в творении, промышлении и искуплении бывшие, и в сей-то жертве Бог открывает путь, коим Он спасает человека; ибо дает верою видеть нам Единородного Сына Своего, за нас умирающего, и в оправдание наше воскресающего. Сие изречение получает более выразительности: псалмопевец хочет сказать, что не смерть тельцов спасает нас, но спасает единая жертва Господа нашего Иисуса Христа. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна** //"Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря"//. Картина, напоминающая явление Господа в [[old:ps:017:start|17 Пс.]] Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. "Сильная буря" - символ Его могущества. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна** В сих изречениях священные истолкователи псалма видят пророчество о втором и страшном пришествии Христовом на суд всего мира. Но пророчествуя о будущем, псалмопевец имел в виду прежде всего современное ему состояние иудейской Церкви, вызвавшее грозное пришествие к ней Судии Бога, которое он обставляет такими страшными явлениями, как **непремолчание**, или грозное слово Его, как **возгорение огня** и поднятие вокруг (**окрест**) Его сильной (**зельной**) бури, явлениями, подобными тем, какими сопровождалось дарование Закона на горе Синай. Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать Закон, так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего [[old:ps:067:17|(Пс. 67:17)]], чтоб изъяснить и подтвердить этот Закон, Он идет в славе (**благолепие красоты**), в виду всего мира (**яве**), Он идет как Бог Завета (**Бог наш**), Который с отцами народа израильского заключил Завет, по которому они обязались пребывать верными Ему, – идет, чтоб изречь строгое слово (**не премолчит**). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне [[old:ish:19:18|(Исх. 19:18)]] и сильной грозе (**буре**), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем («//огнем поядающим//», [[new:evr:12:29|Евр. 12:29]]) Своего Закона (ср. [[old:ish:20:20|Исх. 20:20]]). Подобными же чертами изображается, как у пророков, так и в Новозаветном Писании, второе пришествие Христово, которое будет для всех и страшным и явным: Он приидет как Судия всей твари и **не премолчит**, т.е. не потерпит уже никакого нечестия, как терпел и терпит до того грозного Суда. Тогда **огнь пред Ним возгорится** – огнь суда и гнева Божия, имеющий сожечь и очистить земные стихии [[new:2pet:03:10|(2 Пет. 3:10]]; [[new:mf:12:29|Мф. 25:41)]], тогда будет и **буря зельна**, страшное смятение земли и все ужасы, предсказанные Самим Господом [[new:evr:13:05|(Мк. 13:5–29)]]. Таким страшным это второе пришествие Господне созерцал некогда в своем видении и пророк Даниил [[old:dan:07:09|(Дан. 7:9–10)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]