[<10>] ====== Толкования Пс. 49:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 7-8, 12 **Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетелствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну. ...Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея** **Услышите людие Мои, и возглаголю вам.** Вводя новые законоположения, чтобы не принял кто-нибудь их за человеческое слово или слово какой-либо ангельской силы, предпоставляет слова: **Бог, Бог твой есмь Аз.** Я — Тот самый, Который изначала и доныне показал роду вашему великие чудеса. Из того, что постановляю теперь иные законы, не заключай, что и Я — иной. Напротив того, Я — Тот самый, Кто чрез Моисея дал законы о жертвах. **Свидетельствую** же тебе, что не будешь обвинен, преступив Моисеевы законы. Ибо Я сам, повелевший там отроку Моему, что было полезно, теперь свидетельствую, что нет для тебя нужды сохранять узаконенное о жертвах. Если и не приносишь жертв, то и в сем случай они уже принесены. **Всесожжения твоя предо Мною суть выну,** хотя и не приносятся тобою. Если же всеми мерами стараешься приносить Мне жертву, как нечто досточестное и необходимое, то со всею уверенностью выслушай, что ничего этого **не прииму** от тебя, потому что все это для Меня излишне. И животные, пасущиеся в полях, и волы, и скоты, и птицы небесные, и //красота сельная// — все это Мое, и ни в чем не имею Я нужды. А если бы и была Мне когда потребность в пище, то не столько Я скуден, чтобы просить чего-либо подобного у тебя. **Моя бо есть вселенная.** Какие же предложишь Мне угодные жертвы? Хвалу, песнопение, богословы. Когда исполнишь это, тогда, как исполнивший Божественный закон, приимешь в воздаяние, что будешь услышан, как скоро призовешь. И показывая, к какому народу обращает эту речь, присовокупил: **Израилю, и засвидетельствую тебе.** Потом указывает на собственное Свое владычество: **Бог, Бог твой есмь Аз.** Я — Бог, избавивший тебя от египетского рабства, обративший море в путь, препитавший в пустыне, давший тебе тот Закон. Ибо не почитай Меня иным законодателем, видя различие законов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетелствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз** Посмотри опять, какая благость и кро­тость в самом начале речи. Как человек стал бы гово­рить человеку беспокойному и беспорядочному: если ты бу­дешь слушать, то я буду говорить, если будешь внимать, то я скажу, – так и Владыка говорит рабам: если **«слушаете Меня, то буду говорить»**. Действительно, они были ленивы и бес­печны и даже на краткое время не прилагали спокойно слуха своего к чтению законов. Выражая это, один пророк, жив­ший в Персии, говорил: //«ты для них – как забавный певец с приятным голосом»// [[old:iez:33:32|(Иез.33:32)]]. Они часто говорили пророкам, чтобы те не пророчествовали, и даже прогоняли их и казались недо­вольными. И царь угрожал одному пророку и приказывал не проповедовать народу [[old:ier:32:03|(Иер.32:3)]]. **«Я Бог, твой Бог»**. Не напрасно здесь употреблено повторение, но так как Он говорил к людям бесчувственным, ожесточенным и ослеп­ленным, то и напоминает о Своем владычестве, полагая пре­красное начало дальнейшему наставлению и внушая, что они обя­заны Ему свободою, и, по справедливости, должны были бы отдать Ему долг, как рабы Владыке, как творения Творцу, как полу­чившие величайшие благодеяния и удостоившиеся такой чести. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетелствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз** **«Услышите людие Мои, и возглаголю вам».** И показывая, к какому народу обращает речь, присовокупил: **«Израилю, и засвидетельствую тебе».** А потом открывает владычество Свое: **«Бог, Бог твой есмь Аз»**, Я освободил тебя от египетскаго рабства, даровал путь чрез море, препитал в пустыни, дал тебе оный закон. Не иного законодателя, признавай во Мне, усматривая разность законов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетелствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз** **Услышите людие мои, и возглаголю вам** Отсюда начинается обличительная речь Божия к народу своему. И первее всего Господь требует, чтобы народ был внимателен к этой Его речи. Услышите, говорит, т. е. обратите особенное внимание. **Израилю, и засвидетельствую тебе** Т. е. услышите, или услыши, Израиль. Назвав израильский народ своим народом, Господь вслед затем называет его собственным и самым любимым его именем: Израиль. Услыши Меня, как бы так говорит Господь, //Израиле, и засвидетельствую тебе,// т. е. буду говорить и беседовать с тобою. **Бог, Бог твой есмь Аз** Я, который говорю теперь к тебе, есмь Бог твой. Благоговей же предо Мною. А говорит это Господь для того, чтобы показать, как велико и неизреченно Его милосердие, что Он даже с рабами своими вступает в беседу. Имя же свое повторяет Господь в приведенном месте с тою целью, чтобы тем самым сделать более сильный упрек слушающим его за их бесчувственность и неразумие. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетелствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз** Сначала Судия напоминает преступникам, что Он вступил с ними в особенные близкие отношения (завет), совершенно особенным образом стал их Богом (**Бог твой**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз** Прежде чем произнесен решительный приговор на подсудимых, пришедший на Суд Господь обращается к Своему народу, к Своему возлюбленному Израилю с речью, в которой прежде всего требует от него особенного внимания к Своим словам: Услышите, говорит, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю. Назвав израильский народ Своим народом, Он тут же называет его любимым его именем – Израиль. Послушай Меня, Израиль, как бы так говорит Господь, и засвидетельствую тебе, т.е. и Я буду говорить и беседовать с тобою о том, что тебя касается. Я Бог твой: благоговей же предо Мной. Господь повторяет здесь Свое имя: Бог, Бог твой есмь Аз, с той целью, чтобы расположить народ к особенному вниманию и благоговению и вместе с тем показать, сколь велико и неизреченно Его милосердие, что Он даже с рабами Своими вступает в беседу. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]