[<10>] ====== Толкования Пс. 49:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну** **Не о жертвах твоих обличу тя.** Не в нерадении о жертвах, говорит, обвиняю тебя, потому что приносишь их непрестанно, но повелеваю тебе не в них поставлять оправдание. См. также Толкование на [[old:ps:049:07#svt_afanasij_velikij|Пс. 49:7]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну** Так обличают их и другие пророки, потому что они, презрев важнейшую часть добродетели, в жертво­приношениях полагали надежду спасения. В оправдание свое они готовы были говорить: мы приносим жертвы, мы совершаем всесожжения. Но Я, говорит Бог, пришел не за это судить вас, и не за то обвинять, будто вы презрели это. Исаия еще сильнее укоряет их так: //«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои»//? [[old:is:01:11|(Ис.1:11, 12)]] Хотя (в законе) много сказано о жертвах, но Бог давал за­коны о них не потому, чтобы особенно желал их, но по снис­хождению к немощи иудеев. Также Иеремия говорит: //«для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны?»// [[old:ier:06:20|(Иер.6:20)]] Вообще все пророки говорят, что в этом нет ни­чего важного. Поэтому и сам Бог, начиная речь, говорит так: //«Я Бог, твой Бог»//, выражая и этим, что тот спо­соб служения не достоин Его. Подлинно, Бога должно чтить не дымом и смрадом, но доброю жизнью, не телесной, а духовной. Не так поступают бесы языческие; они даже требуют себе жертв. Это выражает и один из греческих стихотворцев, когда говорит: «мы по­лучили этот жребий» (Илиад. 4:49). Но не таков наш Бог. Те, жаждая крови людей, желая мало-помалу приучить их к убийствам, постоянно требовали этого; а Он, желая мало-помалу откло­нить их от убиения и бессловесных животных, сделал им только снисхождение, дозволил жертвы, чтобы уничтожить жертвы. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 8, 14-15 **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжений же твоя предо Мною суть выну. Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя** Поистине боговдохновенные псалмы! Если бы Дух Божий не говорил устами Давида, он не мог бы сам так величественно говорить: Я не стану обличать тебя в том, что ты не надлежащим образом приносишь Мне жертвы. Я вижу их: они пред Моими глазами постоянно. Нет, Мне даже не нужны тельцы из дома твоего или козлы от стад твоих. Хотя ты называешь их своими, а они – на самом деле Мои. Мои все звери дубравы, скоты, пасущиеся в горах, и волы. Я знаю по именам всех птиц небесных – и все растительное царство присуще Мне как на ладони. Если бы Я взалкал, не сказал бы тебе об удовлетворении Моего голода – потому что Моя вся вселенная и все, что наполняет ее. Как это божественно, возвышенно! Чего же хочет Бог от человека, если Ему не нужны наши жертвы, потому что они состоят из материалов, взятых из Его же сокровищницы? А вот чего: возблагодари Бога за Его бесчисленные дары тебе, прославь Его за Его благость. **Принеси в жертву Богу хвалу**. Исповедуй, что все твои блага – Его дары, и помолись Ему, чтобы Он не лишил тебя их и вперед: **воздаждь Вышнему молитвы твоя**. А когда Он посетит тебя лишением какого-либо блага и ты будешь в скорби, тогда призови Его – и Он избавит тебя, и ты снова прославь Его; и **призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня**. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну** Не в нерадении о жертвах, говорит, буду обвинять тебя, потому что приносишь их непрестанно; но даю тебе совет, не в них поставлять праведность. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжений же твоя предо Мною суть выну** Не это, говорит, назначил Я предметом обличения для тебя в настоящий раз, т. е. чтобы обвинять тебя, народ мой, за твои жертвы и за то, будто ты не радишь о них. Твои всесожжения беспрестанно курятся на алтаре храма Моего, и что касается жертв, то в этом отношении ты неповинен перед Мною. Но есть на тебе иная вина, в которой Я стану теперь обличать тебя. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну** Это особенное отношение они должны были свидетельствовать своими жертвоприношениями. Правда, у них нет недостатка во внешних жертвах; но вещественные (кровавые и хлебные) приношения, если не служат выражением внутреннего самопожертвования и искренней благодарности, не имеют никакой цены пред Богом; жертвенные животные и бескровные приношения (//красота сельная//), как предметы природы, и без того принадлежат уже Богу, который не нуждается в чем-либо, как люди. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо мною суть выну** //Он грозно говорит ему: "Я обличаю тебя не за жертвы, которые ты приносишь, а за настроение твое. В твоих жертвах я не нуждаюсь. Они не нужны Мне для питания, так как все звери и птицы принадлежат Мне и в Моей власти// Бог укоряет евреев не за "жертвы", которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. - //"Всесожжения твои всегда предо Мною"// - вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–11 **Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну: не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове: познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть** После обращения к возлюбленному народу Своему и после приглашения его к особенному вниманию, Господь напоминает ему о его обязанностях, вытекающих из заключенного с отцами его Завета [[old:gen:17:01|(Быт. 17:1–14]], [[old:gen:26:04|26:4]], [[old:gen:28:13|28:13–15)]]. Вот Я, как бы так говорит Господь, исполняю то, что обещал Аврааму и отцам вашим, заключая с ними завет, исполняешь ли ты, Израиль, свои обещания так, как давали в том клятву отцы твои? Вы, конечно, будете говорить **о жертвах**, какие вы Мне приносите. Но Я говорю **не о жертвах**, – не за жертвы твои Я обличаю тебя, Израиль: в них Я не вижу недостатка. Все жертвы твои и всесожжения **всегда предо Мною**. Да нужны ли они Мне? Какая Мне от них польза? **Что Ми множество жертв ваших**, глаголет Господь чрез другого пророка: «//Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу//» [[old:ish:01:11|(Ис. 1:11)]]. А потому Я не прииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов. Ведь все это Мое, а тебе только дано для временного пользования: и звери лесные, и скоты, пасущиеся в горах, и волы, нужные для домашней работа, – все это Мое. Мне известны даже все птицы, летающие под небесами, и вся красота полевая у Меня на виду, и все в Моей власти. Итак, не думай, что Я буду обличать тебя за жертвы, в которых Я нисколько не нуждаюсь. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]