[<10>] ====== Толкования Пс. 49:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя** Как? Без крови, – потому что такая жертва особенно достойна Бога. Поэтому, сказав: **«принеси Богу**, он прибавляет: **жертву хвалы»**, т.е. благо­дарности, священных песнопений, прославления Его посред­ством дел. Смысл слов его следующий: живи так, чтобы прославлялся твой Владыка. Этому и Христос учил, сказав: //«да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»// [[new:mf:05:16|(Мф.5:16)]]. **«Хвала»** есть не что иное, как похвала, слава, про­славление. Живи так, чтобы прославлялся твой Владыка, и ты принесешь совершенную жертву. Такой жертвы требует и Па­вел, когда говорит: //«представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу»// [[new:rim:12:01|(Рим.12:1)]]; и тот же пророк в другом месте говорит: //«восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами»// [[old:ps:068:31|(Пс.68:31, 32)]]. Такую жертву приносил Иов, когда, после ударов, превышавших природу человеческую, благодарил и говорил такие слова: //«Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!»// [[old:iov:01:21|(Иов.1:21)]]. **«И исполни пред Всевышним обеты твои»**. Здесь пророк говорит о молитвах, чтобы мы постоянно пребывали в молитве и с поспешностью воздавали Богу то, что обещали. Хорошо сказал он: **«исполни»**, потому что после обещания дело становится долгом. Так Анна отдала сына, как величайший долг [[old:1ts:01:28|(1Цар.1:28)]]. Так и ты, если дашь обет милосердия, целомудренной жизни, или чего-нибудь другого подобного, спеши исполнить его. Если же кто выполнил в точности обещанное, то, хотя бы он и не давал других обетов, и для него обя­зательны дела добродетели. Внушая это, Христос говорил: //«сделали, что должны были сделать»//, и при этом сказал притчу о рабе, которому назначена была самая малая работа, но по исполнении ее приказано не возлечь, а ходить и служить [[new:lk:17:07|(Лк.17:7–10)]]. И другой некто говорит: //«когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни»// [[old:ekl:05:03|(Еккл.5:3)]]. Ты сделал обет? Исполни его, чтобы смерть, пришедши не воспрепятствовала. Но что, скажешь, мне до этого, когда я не властен в своей жизни? Потому-то и не следует медлить, что тебе неизвестна кончина, что ты не властен в своей жизни и смерти. Так, кажущееся оправдание служит обвинением. Не смерть бывает причиною неисполнения обета, но твоя запоздалость и медленность. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя** См. Толкование на [[old:ps:049:08#prav_ioann_kronshtadtskij|Пс. 49:8]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 14-15 **Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя** Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом; потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: //«пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея».// А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: //«молитвы моя воздам пред боящимися Его»// [[old:ps:021:26|(Пс.21:26)]]. Поелику же сказал: //«не о жертвах твоих обличу тя»//; то показывает наконец, в чем будет обличать. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя** **Пожри **(принеси в жертву)** Богови жертву хвалы** Смотрите, как ясно открывает Господь народу своему, что богопочитание по закону Моисееву неугодно Ему и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия; ибо жертва, соединенная с хвалением Бога, дана впоследствии в удел именно христианам. Под //хвалою// разумеется славословие, или благодарение возносимое Богу. И мы, члены Христовой церкви, должны делать то и другое, т. е. и прославлять и благодарить Бога, как приведенные Им из небытия в бытие, как получившие от Него все, что служит к нашей пользе и наслаждению, как воспринявшие от Него свет истинного знания, как наконец вообще получившие столь великие и многоразличные блага от Господа. **И воздаждь Вышнему молитвы твоя** т. е. вознеси пред Вышним молитвы о твоем спасении, ибо ты должен так делать. Или же под //молитвами// разумеются здесь не молитвы в собственном смысле, а — те обеты, которые даны Богу, чтобы благоугодить Ему, как давали например, обеты иудеи, что они исполнят то или другое угодное Богу, как даем и мы свои обеты Господу, мы—рабы своему Владыке. Но истинно благоугождает Богу только тот, кто посвящает себя служению добродетели, и одно принесение животных в жертву не есть добродетель; почему и язычники за свои жертвы не почитаются людьми добродетельными. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя** Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу, вот жертва, какой хочет Бог, и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. **Жертва хвалы** – здесь не благодарственная жертва, в противоположность жертве всесожжения, о грехе, преступлении, но внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую истинную жертву, будет ли это жертва умилостивительная, или благодарственная. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя** //Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя// См. Толкование на [[old:ps:049:12#lopuxin_ap|Пс. 49:12]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–15 **Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя** **Пожри** значит: «принеси жертву». Изречениями этих стихов Господь Бог устами пророка дает понять народу Своему, какая жертва может быть Ему приятна. Если, говорит, хочешь благоугождать Мне жертвою, то **пожри**, принеси Богу жертву хвалы и вознеси пред Вышним (т.е. Богом) молитвы о твоем спасении. Под **молитвами** здесь разумеются собственные обеты (как и переведено это слово с еврейского: воздай Всевышнему обеты твои), которые даны Богу, чтобы благоугождать Ему, как давали, например, обеты иудеи, подтверждая завет свой с Богом [[old:ish:19:08|(Исх. 19:8]]; [[old:vtor:26:17|Втор. 26:17)]] в том, что они исполнят то или другое угодное Богу, что они будут послушны Его повелениям [[old:vtor:26:21|(Втор. 23:21)]], как даем и мы те или другие обещания свои Господу, каковы, например, обеты православного христианина, даваемые им при крещении. **Жертва хвалы** – это не значит «благодарственная жертва», какая была у иудеев, в противоположность жертве всесожжения о грехе или преступлении, но означает вообще внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую жертву, будет ли то жертва умилостивительная или благодарственная. Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу и совершенная покорность Его воле – вот та жертва, какой хочет Бог [[old:1ts:15:22|(1 Цар. 15:22)]] и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. В словах **пожри Богови жертву хвалы** – Господь ясно открывает народу Своему, что богопочитание по Закону Моисееву, с кровавыми жертвами, не угодно Ему, и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия, и такое богопочитание установлено впоследствии в Церкви Христовой, которая «//непрестанно// (выну)// приносит Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его//» [[new:evr:13:15|(Евр. 13:15)]]. Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает, слышит его молитвы и избавляет его от скорби. Продолжая речь Свою чрез пророка, Господь как бы так говорит о сем: ты, Израиль, не только во дни благополучия и радости, но наипаче в день скорби должен ко Мне прибегать и на Меня возлагать всю надежду. Я избавлю (**изму тя**) тебя от всякой скорби твоей, а ты прославишь Меня жертвой хвалы и благодарения. И что говорит здесь и далее (в следующих стихах) Господь израильскому народу, все то в равной мере приложимо и к новому Израилю, народу христианскому. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]