[<10>] ====== Толкования Пс. 49:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя** Видишь ли великий преизбыток воздаяния? Что может сравниться с таким чело­веколюбием, когда Бог дает награды за саму добродетель, награды гораздо большие трудов, и притом дает в самое нужное время? Для чего сказал Он: **«призови Меня»**? Для чего Он ожидает, чтобы мы призвали Его? Для того, чтобы произвести в нас большую привязанность, пламеннейшую любовь к Нему чрез то, что Он будет давать, а мы – призывать Его и получать. Подлинно, добродетель производит привязанность к Богу, и воздаяние производит то же самое, и молитва также укрепляет эту привязанность. Потому Он и говорит: дай Мне, и Я дам тебе. Даже вместе с тем, как ты даешь, ты получаешь, – потому что Он не нуждается ни в чем. Так, если ты будешь кроток, умерен, целомудрен, то Богу не при­бавляешь ничего, а самого себя делаешь чистым и лучшим, – и, однако за это Он назначает тебе величайшие награды и венцы, как будто ты доставил Ему пользу. И еще прежде тех венцов ты наслаждаешься не малым удовольствием, пользуясь спокойствием совести и окрыляясь благими надеждами. **«Днем скорби»** пророк называет здесь не дни несчастий или неблагоприятных обстоятельств, но то время, когда грех нападает на тебя, когда диавол осаждает тебя, внушая злые по­желания, ты получишь, говорит, великую помощь. **«И избавлю тебя, и ты прославишь Меня»**. И это опять Бог говорит не потому, чтобы Он имел нужду в прославлении от нас, – как может нуж­даться в нем Бог славы? – но потому, что при благодарствен­ных песнопениях бывает воспоминание о благодеянии, возбуж­дается пламеннейшая к Нему привязанность, и, прежде всего, получается высочайшее блаженство. Не погрешит тот, кто скажет, что **«днем скорби»** про­рок называет здесь и будущий день: там будет скорбь не­престанная. Здесь и смерть наступающая прекращает бедствия, и друзья утешающие, и конец вожделенный, и часто надежда на перемену обстоятельств, и продолжительность времени смяг­чают страдания души, равно как и бедствия ближних, потому что иметь участников в скорбях и видеть другие подобные примеры для многих кажется великим утешением. А там нет ничего такого; нет никого утешающего, но все лишены друзей; ни продолжительность времени не смягчает страдания, потому что как это может быть, если пламень действует по­стоянно? – ни надежда на освобождение, – потому что это наказа­ние вечно, – ни ожидание смерти, – потому что это мучение беско­нечно и наказываемые тела бессмертны, – ни то, что для многих кажется утешением, т.е. чтобы видеть других страждущими. Во-первых, там невозможно видеть других страждущих, потому что мрак, подобно какой-нибудь ограде, затемняет зре­ние; притом чрезмерное страдание не позволяет даже чувство­вать такое утешение. Так богач не получал отсюда никакого утешения, равно как и скрежещущие зубами. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Прп. Варсонофий Великий ===== **и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя** Страсти — те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: **призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя**. И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие потому, что имел власть. Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны — и исходят (от призывания сего имени). //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 301.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя** См. Толкование на [[old:ps:049:08#prav_ioann_kronshtadtskij|Пс. 49:8]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя** См. Толкование на [[old:ps:049:14#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 49:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя** Принеси, говорит, таким образом твои жертвы и воздай Мне то, чем должен, и тогда с дерзновением призови Меня, и Я избавлю тебя от твоей скорби,— придет ли она к тебе от других людей или от демонов,— и ты прославишь Меня тогда, как неложного и скорого твоего помощника. Обратите, читатели, выше внимание здесь на то, как Господь, открывая тайну богопочитания по духу Евангелия, тотчас же научает познаний о св. Троице. //Пожри//, сказано, Богови... потом: //И воздаждь Вышнему//... и далее: //И призови Мя//, научая этими словами, что не одного Бога Отца, и не одного Вышняго—Бога Сына и не одного Духа Святаго должно призывать нам в молитвах наших и показывая этим различением между лицами Пресвятая Троицы на различие их божественных ипостасей. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя** Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает и слышит его молитвы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя** См. Толкование на [[old:ps:049:12#lopuxin_ap|Пс. 49:12]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя** См. Толкование на [[old:ps:049:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 49:14]] [<10>]