[<10>] ====== Толкования Пс. 49:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения: седя на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн** Пусть никто не говорит: «я делаю это по человеколюбию». Какое человеколюбие – не остановить и не удержать готового упасть в пропасть, благоприятствовать преступному удовольствию, не обращать внимания на пьющего гибельный яд? Впрочем, ты не можешь говорить и этого. Если это действительно происходит от человеколюбия, а не от сонливости, небрежности и лености, то почему ты, оставив ви­новного, злословишь брата, который ни в чем не виновен? Дня чего ты клевещешь на того, кто не сделал ничего худого и ни в чем не согрешил? Видишь, до какой крайней сте­пени доходит порок твой с той и другой стороны. Тому, кто опьянел от похоти, ты не препятствуешь упиваться, и не вра­зумляешь его; а тому, кто не сделал ничего худого, делаешь вред. **«Сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал и для сына матери твоей полагал соблазн»**. Смотри, как пророк самыми выражениями своими уси­ливает обличение. Того, говорит, кто одной с тобою матери причинил болезни рождения, родился из одного с тобою чрева, разделял с тобою дом, стол и пищу, вырос из одного корня, получил одно с тобою происхождение, с ранних лет вместе с тобою воспитывался, – ты злословишь, и не только зло­словишь, но и приводишь в дело клевету свою. Таков смысл слов: **«полагал соблазн»**. Если же не должно злословить того, кто соединен с тобою естественным рождением, то тем бо­лее духовным. Итак, склоняющегося на грех не допускай до падения; и не сделавшего ничего худого не злословь и не пори­цай. Одно происходит от зависти, другое от бесчувственно­сти; не удерживать готового упасть свойственно бесчувственности, а низвергать стоящего свойственно зависти. И заметь: он описывает не просто клеветника, но такого, который делает это с хитростью и коварством: **«сидя**, – говорит, – **«на брата твоего ты клеветал»**. Каин, убив брата, лишил настоящей жизни только его одного; а эти люди своими клеветами губят многих, и, прежде всего самих себя. Подлинно, они вредят не тому только, на кого клевещут, но и другим, или, лучше сказать, только тем, которые принимают клевету их. В самом деле, тот, кто слышит о себе ложную клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду. Не тот, кто тер­пит, а кто делает зло, достоин наказания; так точно не тот, кто слышит о себе, но кто произносит клевету, будет нака­зан, если только и слышащий не подал справедливого повода к его осуждению. **«Сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал»**. Для того, скажешь, чтобы испра­вить его? Но для этого тебе следовало бы не клеветать на него скрытно, а призвать и исправлять его наедине, как Христос заповедал. Обличения, высказываемые пред всеми, часто де­лают обличаемых более бесстыдными, и многие из грешни­ков, если видят, что им можно быть незаметными, легко решаются исправиться; а если они уже у многих потеряли хорошее мнение, то иные из них впадают в отчаяние и пре­даются бесстыдству. Но ты обижен им? Для чего же обижаешь еще самого себя? Кто мстит, тот поднимает меч на самого себя. Если ты хочешь и себе сделать добро и ему отмстить, то отзывайся хорошо об оскорбившем тебя, – тогда ты вместо себя сделаешь многих обвинителями его, и сам получишь великую награду; если же будешь отзываться худо, то никто не поверит тебе, подозревая в тебе вражду. Таким образом твои усилия обращаются против тебя самого. Ты хочешь повредить его доб­рому имени, а выходит противное, потому что эта цель дости­гается похвалою, а не порицанием; а ты поступаешь совершенно напротив, и себя более бесчестишь, и его не касаются стрелы твои. Вражда, касаясь души слушающих, не позволяет им принять слышанное, и бывает то же, что в судебных приго­ворах. Когда кто-нибудь в судилище станет возражать, то испортит все; так и здесь подозрение во вражде не допустит принять отзыв. Итак, не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но спле­тай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи по­мета во рту, подобно жукам, – а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, – но держись цветов, подобно пче­лам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелю­бен. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения** См. Толкование на [[old:ps:049:18#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 49:18]] ===== Евфимий Зигабен ===== **уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения** **Уста твоя умножиша злобу** или что тоже: твои уста ты с избытком наполнил ложью. **И язык твой сплеташе льщения** (коварство) Смысл этих слов ясен сам собою. ===== Лопухин А.П. ===== **уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения** См. Толкование на [[old:ps:049:16#lopuxin_ap|Пс. 49:16]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения** См. Толкование на [[old:ps:049:18#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 49:18]] [<10>]