[<10>] ====== Толкования Пс. 49:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя** **Вознепщевал ecи беззаконие, яко буду тебе подобен.** Прежде, говорит, долготерпел Я, но теперь не сделаю сего. Ибо в обличение твое представлю грехи твои, о которых ты предполагал, что они уже не явятся и никому не придут на память. Но Я, как Бог, изведу их на свет, и они станут перед тобою. Не буду скрывать их, как ты скрываешь, и не уподоблюсь тебе. Но изведу их на среду, чтобы, делая их известными, покрыть тебя стыдом. **Обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя** Видишь ли неизреченное человеколюбие? Видишь ли величайшую благость? Видишь ли беспредельное богатство долго­терпения? **«Молчанием»** пророк называет здесь долготерпение. Ты осмелился сделать, говорит, столько грехов, и я не нака­зывал тебя, но терпел и переносил, давая тебе возможность покаяться. А ты, не только не извлек отсюда никакой пользы, но еще больше предался пороку; ты не только не переменился, не только не устыдился и не осудил себя за дела свои, но еще сталь думать, что Я, – долготерпевший, ожидавший, молчавший и столько переносивший, – переношу это не по долготерпению и чело­веколюбию, но потому, будто не хочу исправлять этого и не огор­чаюсь такими делами. **//Беседы на псалмы. На псалом 49.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя** Страшно и это слово, возлюбленные! **«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои»**. Ибо и это слово Бог великий говорит. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме написано: //«Грешнику сказал Бог»//. О чем говорит? О том, что Он обличит грешника за все его грехи и все его беззаконные поступки пред лицом его представит. Где? На всемирном суде, где будут все святые Ангелы и соберутся все люди, жившие от начала и до конца мира. На том всемирном собрании обличится всякий грешник, и его бессовестные и богопротивные поступки предстанут перед ним, и всему миру явлены будут. Грешник! Ты разоряешь закон Мой и //«отвергаешь слова мои»// совершенно, и думаешь, что все это останется без наказания и Я не взыщу с тебя за это? //«Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет»// [[old:ps:009:34|(Пс. 9:34)]]. Нет, нет, не так будет, как ты беззаконно мечтаешь и льстишь себе. Я за все, что ты ни делал, взыщу, и все твои беззаконные дела, слова, помышления, начинания, замыслы и поступки представлю пред тобой. Вот ты, грешник, то и то мыслил и замышлял, то и то делал и говорил, и так закон Мой вечный и нерушимый разорял, и слова уст Моих, святые слова, презирал и попирал. **«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои»**. Блуднику и всякому сквернителю представятся все его скверные мечтания, слова, взгляды и дела, где и когда их совершал, и с кем нечистотой смешался. Злобному представится, кому и чем навредил, кому и когда ядом отравленную чашу подал, и так жизнь его или отнял или сократил; кого и перед кем своей клеветой обесславил, и так был причиной его бесчестия, поношения, поругания, посмеяния, печали, и прочего. Вор и расхититель увидят перед собой все свои воровские дела, тайно, или явно, или обманом сотворенные. Каждый из них увидит, где, и что, и у кого нагло похитил, или коварно присвоил, или тайно украл. Беззаконный купец увидит, как товары бессовестно продавал и людей обманывал; как гнилые вещи за хорошие, и дешевые за дорогие, и одни вещи за другие продавал; сколько воды в вино мешал, сколько раз и за какой товар большей цены, чем он стоит, требовал, и так бессовестно поступал. Вот ты того и того, в такое-то время в продаже своих товаров обманывал, и так против совести своей поступал, и более почитал свой скверный прибыток, нежели заповедь Мою, которая гласит: //«Не кради»//. Лукавый и льстец увидит все свои коварные замыслы перед собой положенными и обличится, когда, кого и в чем обманывал и прельщал и кому льстил своим языком. Хулителю и ругателю представятся все его хулы, которые он на Бога, своего Создателя и на святых Его угодников извергал, и на прочих людей, сотворенных по подобию Божию, и обличится, где, когда и пред кем пагубные те слова говорил. Нечестивому начальнику представится его нерадение о подчиненных, насилия, озлобления людей, ему порученных, и прочие его беззаконные дела. Нерадивому пастырю будет показано его небрежение о стаде Христовом и прочие его грехи. Судья-взяточник увидит преступление клятвы и присяги, попрание правды и суда Божия и прочие беззакония, им совершенные. Родитель нерадивый увидит свое небрежение о воспитании детей своих, и что от этого они развратились и погибли, и предстанут пред ним соблазны, которые он детям подавал. Беззаконному господину представятся все его наглости, насилия и озлобления, которые он своим рабам и крестьянам оказывал, и их или бесчеловечно мучил, или несносными работами и оброками обременял. Словом, всякого грешника грехи, которые он тайно или явно совершил, там с ним явятся и ему представятся. Представятся и вам, прихотливые и миролюбцы. Представятся вам банкеты ваши, пиршества ваши, балы ваши, оперы ваши, маскарады ваши, танцы ваши, картежные игры ваши, собачья охота ваша и другие ваши забавы, ибо вы отвратили ваше сердце от Бога, Которого исповедовали, и приложили к этой суете; и не к Богу и царствию Его, но к прелести мира желание свое обращали, и в том утешение и веселье свое находили. Тогда вы вместо преходящего веселья, увидите настоящую и вечную вашу скорбь, печаль, болезнь и воздыхание. **«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои»**. Тогда обличится всякий грешник и услышит: «Вот человек и дела его!» Услышит блудник: «Вот человек и дела его!» Услышит вор, расхититель и грабитель: «Вот человек и дела его!» Услышит злопамятный: «Вот человек и дела его!» Услышит лукавый и лицемер: «Вот человек и дела его!» Услышит беззаконный начальник: «Вот человек и дела его!» Услышит судья-взяточник: «Вот человек и дела его!» Услышит родитель нерадивый и соблазнитель: «Вот человек и дела его!» Услышит беззаконно живущий пастырь: «Вот человек и дела его!» Услышит господин нечестивый: «Вот человек и дела его!» Услышит бессовестный раб и всякий подчиненный: «Вот человек и дела его!» Услышит, наконец, всякий грешник, покаянием не очистившийся: «Вот человек и дела его!» Услышит, и покроет его стыд и срам, и обымет его страх, трепет и ужас. Тогда скажут горам и камням: //«Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять»// [[new:otkr:06:16|(Откр. 6:16–17)]]? **//Краткие нравоучительные слова. Слово 12.//** ---- Кто это говорит? Бог. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме упомянуто [[old:ps:049:16|(Пс 49:16)]]. Что значит: «Ты это делал?» Выше упоминает, а именно: //«Ты же»//, грешник, //«возненавидел наставление и отверг слова Мои совершенно. Если ты видел вора, спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн»// [[old:ps:049:17|(Пс 49:17–20)]]. Вот что значит сие Божие Слово ко грешнику: «Ты это делал». То есть: ты, грешник, слова Мои, данные тебе ради исправления твоего, презрел, и те самые слова, которые должен ты всегда пред собой иметь, почитать, любить, как слова уст Моих, и по правилу их жизнь свою исправлять, ты совершенно отверг, и потому беззаконно жил, крал, прелюбодействовал, злобу изрыгал, устами твоими и языком твоим льстил, на брата твоего клеветал и подавал соблазн, и прочее. «Ты это делал». Что далее говорит Бог грешнику? «- **И я молчал**. -» Что это значит: **«и я молчал»**? То есть: ты, грешник, эти дела и беззакония творил, и Я видел; видел, но молчал, ожидая твоего обращения, покаяния и исправления, – но ты неисправен пребываешь, как и был, делаешь зло, как и делал, грешишь, как и грешил, беззаконно живешь, как и жил, отвергаешь слова Мои, как и отвергал, и презираешь их, как и презирал; крадешь, прелюбодействуешь, злишься, льстишь, клевещешь и подаешь соблазн, как и прежде делал; и не перестаешь зла делать. Что же далее говорит Бог грешнику? Слушай: **«Ты помышлял беззаконие, будто бы Я подобен тебе буду. Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои»**. Ты думаешь, что закона Моего преступление тебе пройдет без наказания? Нет, прельщаешься и обманываешься! Не так будет, как ты слепо мечтаешь. Ты говоришь в сердце своем, что это от тебя не взыщется [[old:ps:009:34|(Пс 9:34)]]? Нет! Все твои грехи и беззакония исчислены у Меня и записаны, и откроются все, которые ты тайно делал, и представятся пред тобою все, которые ты словом, делом и помышлением творил. **«Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои»**. Также и апостол святой говорит: //«Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения»// [[new:1kor:04:05|(1Кор 4:5)]]. Что тому страшному обличению последует? Отвечает апостол и говорит беззаконным: //«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют»// [[new:1kor:06:09|(1Кор 6:9–10)]]. И еще: //«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют»// [[new:gal:05:19|(Гал 5:19–21)]]. Какое же им место будет, если царствия Божия не наследуют? Христос Господь определяет им: //«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»// [[new:otkr:21:08|(Откр 21:8)]]. И Предтеча святой также сказал: //«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»// [[new:mf:03:10|(Мф 3:10]]; [[new:lk:03:09|Лк 3:9)]]. Вот что презирающим Слово Божие и закон Его святой следует: суд и осуждение на огонь вечный [[new:mf:25:41|(Мф 25:41)]]. **//Письма посланные. Письмо 7.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя** **«Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен».** Я видя, на что отваживаешься ты, и водясь долготерпением, ожидаю покаяния. А ты и долготерпение обратил в повод к злочестию, предположив, что, услаждаясь твоим беззаконием, не налагаю на тебя наказания. Поэтому **«обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя».** Поелику не исцелили тебя легкия врачевства долготерпения, то приготовлю для тебя врачевства сильно действующия, наложу на тебя клеймо обличений. А сие согласно с оным апостольским изречением: //«неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости Твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его»// ([[new:rim:02:04|Рим.2:4–6]]). Так, после угроз наказанием, Человеколюбец снова предлагает увещание. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя** **Сия сотворил ecи и умолчах** Я, говорит, долго терпел всему этому, ожидая твоего раскаяния. **Вознепщевал **(подумал)** ecи беззаконие** Ты, говорит, не только не поступал праведно, но и помыслил в твоей душе нечестивое: ты именно помыслил, что Я буду подобен тебе настолько, что так же, как и ты, стану одобрять поведение людей грешных. **Обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя** т. е. в день суда Божия. ===== Лопухин А.П. ===== **Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя** //"Ты это делал, и Я молчал"//, т. е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого "молчания" Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя** **Умолчах** (от слова «умолчати – умолчать, молчать», в смысле – «терпеть, словом не обличать») значит: «Я молчал, Я терпел». **Вознепщевал еси** (от слова «вознепщевати» – «подумать, предположить») значит: «ты подумал, ты предположил». Когда грешник, забыв страх Божий, не кается, не перестает грешить, то ему кажется, что грехи Богу не противны. Не встречая ниоткуда обличения в своей греховной жизни, он с нею так свыкается, что предается нечестивым мыслям (**вознепщевал беззаконие**), будто Бог, подобно ему, одобрит поведение грешных людей или не взыщет за грехи [[old:ps:009:34|(Пс. 9:34)]]. Но он жестоко ошибается: Бог всегда и все видит, но не всех вскоре наказывает за грехи потому, чтобы дать место покаянию. Он видит и молчит (не обличает), как бы не видит. Но когда настанет день Суда, тогда Господь не промолчит [[old:ps:049:03|(ст. 3)]]. Все эти мысли и чувства пророк и выражает в настоящем стихе, от лица Божия говоря грешнику: все это (т.е. что выше сказано) ты делал, и Я терпеливо молчал, не обличая тебя, но ожидая твоего раскаяния. А ты, вместо того чтобы раскаяться, помыслил в сердце твоем нечестивое: ты стал думать, что и Я такой же сообщник и друг грешникам, как и ты, – что Я буду подобен тебе (в этом случае). Но ныне Я обличу тебя в день Суда Моего и представлю **пред лицем твоим грехи твоя**: Я сделаю так, что ты увидишь всю гнусность грехов твоих и не возможешь сказать, что приговор Мой, произнесенный на тебя, неправеден. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]