[<10>] ====== Толкования Пс. 50:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя** См. Толкование на [[old:ps:050:03#svt_afanasij_velikij|Пс. 50:3]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя** Уже, говорит, чрез пророка Нафана Ты даровал мне прощение (греха моего), и различными несчастьями, как бы огнем и мечом, наказал меня; но я еще нуждаюсь в очищении, заразившись сильным зловонием греха. Еще раз омой меня, Владыка, чтобы очи­стить всю грязь греха моего. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя** Ты даровал уже мне оставление грехов через пророка Нафана, говорит Давид, и как бы неким прижиганиям и сечениям, подверг меня всякого рода бедствиям; но прияв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачевств. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну. ===== Евфимий Зигабен ===== **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя** **Наипаче омый мя от беззакония моего** И хотя Господь объявил ему чрез того же пророка Нафана, что Он снимает с него грехи его, вследствие принесенного им покаяния [[old:2ts:12:13|(2Цар. 12,13)]]; однако не преставал молиться о том, чтобы Бог совершенно очистил его от тех нечистот греховных, коими он запятнал себя, и более и более усиливает свои молитвы о помиловании. **И от греха моего очисти мя** Снова под выражением греха разумеет соделанное им преступление, которое выше назвал //беззаконием//, потому что грех и есть собственно преступление или нарушение закона. И вообще псалмопевец весьма часто употребляет безразлично слова: //беззаконие//, //нарушение закона// или //противозаконие//, грех, не делая между ними никакого разграничения. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский)===== **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя** Сими словами Давид ясно показывает, что скверна греха его малым измовением не могла быть очищена: ибо так глубоко проникла в душу, что требовала многократных измовений, не потому, аки бы Бог имел некое затруднение во очищении людей, но потому, что грешник чем больше чувствует себя оскверненна, тем скорее возбуждается к покаянию, дабы мог легче освободиться от мучения совести. Что касается до преноснаго слова **омовения**, оно часто в Священном Писании встречается. Ибо как грехи на подобие некоторой скверны делают нас пред очами Божиими безобразными, мерзкими и гнусными, то очищение их прилично омовением нарицается. Сие учение как к прославлению Божией милости, так и к омерзению греха служить нам долженствует. Ибо те чрез меру должны быть безчувственны, коих сие выражение не трогает. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя** Давид главным образом молится о прощении греха; тем сильнее он надеется на прощение, что сознает всю гнусность своего греха и исповедует оный. **Наипаче** – еще больше, именно чем другие, которые не так тяжело согрешили, поэтому не нуждаются в столь великом прощении. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя** См. Толкование на [[old:ps:050:03#lopuxin_ap|Пс. 50:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну** Слово **наипаче** употребляется в разных значениях, а здесь оно значит: «многократно, много раз». **Омый** (от слова «омыти») значит: «смой, отмой». Обыкновенно смывается водою какая-либо нечистота, грязь или скверна вещественная, смывается с тела, с одежды или с какой-либо вещи. Но здесь Давид говорит о грехе и беззаконии, о скверне духовной, о нечистоте, которою осквернена душа его, и просит, умоляет Всемилостивого Бога смыть с него эту нечистоту, эту скверну духовную. Ему мало кажется того, что Господь помиловал и простил его, мало даже и того, если Господь и совсем изгладит его беззакония. Он желает и молит, чтобы Господь омыл его даже и не раз, а **наипаче** – многократно омыл бы его от беззакония и таким образом очистил бы совершенно от греха прелюбодеяния и убийства, – просит омыть его ум, омраченный этим грехом, чтобы он был по-прежнему светлым, омыть сердце, оскверненное беззаконием, чтобы оно, как прежде, было чистым, омыть память, чтобы она не вспоминала о грехе, и совесть, чтобы она успокоилась и не тревожила его упреками, просит омыть всю душу, всего человека, чтобы не оставалось ни малейшей заразы ни в душе, ни в теле. Кающийся Давид как бы так говорит: о Боже! Я верю, что Ты, по великой милости Твоей, помилуешь меня, даже забудешь грех мой; но кто меня омоет от греха моего, кто изгладит воспоминание о нем? Ах! Я чувствую, что нет здравого места в теле моем «//от гнева Твоего, нет мира в костях моих от греха моего; ибо беззакония мои покрыли главу мою и, как тяжелое бремя, отяготели надо мною. Смердят, гноятся струпы мои от безумия моего//» [[old:ps:037:04|(Пс. 37:4–7)]]. А потому молю Тебя, Всемогущий Боже, многократно **омой меня от беззакония моего**, которым я осквернил и душу мою, и совесть мою, и разум, и сердце, и все тело. **Омый мя** Твоею благодатию: вместо воды у Тебя есть благодать всеочищающая, вместо крови от жертвой приношений, которою мы очищаем дома свои, есть у Тебя всеочищающая кровь Сына Твоего, Которого я ожидаю, в Которого верую, кровь Которого омоет грехи всего мира, у Тебя есть и Дух Святый всеочищающий, Ты Сам, по всемогуществу Своему, можешь меня очистить от греха моего, посему горькими слезами молю Тебя: помилуй меня! Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня; ибо преступления мои я знаю, и грех мой непрестанно (есть выну) предо мною: вот почему, о Боже, я молю Тебя. Беззакония мои я знаю, они срослись с моим разумом, они крепко держатся в моей памяти, они так сроднились с сердцем, что я ничего доброго не могу пожелать, чтоб при этом преступлений моих не чувствовать, я непрестанно их вижу пред собою: вижу мой беззаконный поступок с Вирсавиею, живо и ясно вижу я несчастного Урию, вижу, как будто он неотступно стоит предо мною, вижу его, пронзенного стрелою, вижу его, вопиющего об отмщении мне. О, Боже мой! **Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть всегда**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]