[<10>] ====== Толкования Пс. 50:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное: **и во гресех роди мя мати моя** – означает, что общая всем нам матерь – Ева – первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** Издавна, гово­рит он, с самого начала овладел грех моей природой. Уже зача­тию Евы предшествовало преступление заповеди. Именно, после падения и изгнания из рая познал Адам Еву, жену свою: она зачала и ро­дила Каина. Итак, пророк хочет сказать, что грех, овладевши нашими прародителями, как бы проложил себе дорогу и путь по нисходя­щим поколениям. Все это научает нас, что действие греха не фи­зическое, – тогда, конечно, мы были бы свободны от наказания, – но что природа заражена склонностью к падению под влиянием стра­стей; однако, может побеждать ум при содействии труда. Пророк не обвиняет здесь брака, как некоторые безумно предположили, поняв в этом смысле слова: **«в беззакониях зачат"**; но указывает на совершенное прародителями первоначальное грехопадение и говорит, что и тот источник произошел из этого же начала. Если бы они, говорит, не согрешили, то не получили бы в возмездие смерти; но будучи смертными, они были бы выше тления; свобода от тления во всяком случае соединялась бы со свободой от страстей; а при бесстрастии не было бы места греху. Но так как они согрешили, то были преданы тлению; сделавшись тленными, породили подобных себе детей; а вместе с подобием этим последним достались в удел: страсть, страх и похоть. Против них-то воюет разум, и, победивши, он торжествует, а потерпев поражение, подвергается позору. А Симмах, вместо: **«родила»**, поставил: //«зачала»// или: //«носила во чреве»//. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** //Что означают слова: **В беззакониях я зачат, и во грехах зачала меня мать моя**?// Поскольку первоначальная цель Бога была в том, чтобы мы рождались без брака и истления, а брак был введен по причине преступления заповеди, ибо Адам совершил беззаконие, то есть отверг Закон, данный ему Богом, – поэтому все, кто ведет род от Адама, зачинаются **в беззакониях**, подпадая под осуждение праотца. [Слова] же **и во грехах зачала меня мать моя** означают, что Ева, мать нас всех, первой зачала грех, пылая страстью к наслаждению. Потому и мы, подпадая под осуждение [пра]матери, говорим, что [мать] зачинает нас во грехах. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** Издревле и с самого начала, говорит пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, //Адам позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина// [[old:gen:04:01|(Быт. 4, 1)]]. Поэтому пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем продолжил себе некий путь и стезю. Сие говорит и блаженный Павел: //единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, в нем же вси согрешиша// [[new:rim:05:12|(Рим. 5, 12)]]. Сие и Бог всяческих изрек досточудному Ною: //прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности во все дни// [[old:gen:08:21|(Быт. 8, 21)]]. Все же это научает нас, что сила греха не есть сила естественная (а если бы действительно так было, то мы были бы свободны от наказания); но что естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, как неразумно полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: **в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.** Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков, и говорит, что оно соделалось источником сих потоков, то-есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было бы соединено бесстрастие; а пока водворялось бы бесстрастие. не имел бы места и грех. Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению; а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от сего рождается, борется рассудок, и победив, прославляется и украшается победными венцами; а уступив над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо **роди** Симмах выразился: носила во чреве. ===== Евфимий Зигабен ===== **Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** Чтобы более приклонить Господа на милость и сострадание, Давид обращается к своему рождению. Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою. Итак грех породил таковое совокупление, а это совокупление – в свою очередь – тех, которые родились от Адама и Евы, и так далее, те от тех, другие же от других, так и до самого Давида. И хотя браки стали по закону честны пред Господом //чадородия ради//, но в существе своем и они суть порождение греха. Таким образом Давид говорит, что и он во грехе и зачат и родился. И Симмах выше употребленное слово //зачат// заменил словом **роди**. Поэтому ничего тут нет удивительного, если и сам он, Давид, имел несчастье согрешить, как бы подчиняясь необходимости природы. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** Четвертую причину выводит из первороднаго греха, распространившагося на нас чрез естественное рождение: откуду сделались мы немощны и склонны ко всякому греху, а по сей причине и сожаления достойны. Но Давид не извиняется растлением естества своего, так как многие лицемеры обыкновенно употребляют сию завесу для прикрытия своея гнусности, говоря: согрешили, признаемся; но что нам делать? мы люди плотяные и от естества к порокам склонные; грешить есть дело человеческое, мы склонностям нашим противиться не можем. Таковых убежищ Давид не искал, чтоб укрыться от Божия суда: но паче увеличивая тяжесть преступления своего, производит начало от первороднаго греха, и чистосердечно признается,что он не ныне навлек на себя повинность греха, но заражен был тем от самыя утробы матерния. Сие протолковали мы о грехе первородном, последуя Еврейскому тексту, в котором читается так: **в беззаконии воображен есмь, и во гресе согре мя мати моя**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** Дальнейшее основание (**се бо**), почему Бог подаст просимое, Давид находит в том, что уже со времени зачатия его грех живет в нем и потому может быть несколько извиняем. Классическое место учения о первородном грехе. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя** //Я зачат и рожден во грехе. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения// См. Толкование на [[old:ps:050:06#lopuxin_ap|Пс. 50:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–8 **Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси** Продолжая исповедание вины своей пред Богом, Давид здесь говорит, что ему нечем оправдываться пред праведным судом Божиим, потому что он с малолетства и во всю жизнь не был свободен от греха, что он и рожден во грехе, и зачат во чреве матери с беззакониями, что ему прирождена склонность ко греху. Ты, Господи, говорит он, свят и праведен, а я грешен, я во грехе рожден и ко греху склонен от утробы матери моей, я величайший беззаконник. Ты праведен, и суд Твой справедлив и чист от нареканий, потому что Ты истину возлюбил, а я в беззаконии **зачат и во гресех** родила меня мать моя. Я и не думаю поэтому оправдываться чем-либо пред Тобою, особенно теперь, когда умоляю Тебя об одном помиловании, но Ты Сам, внутри меня открывая мне пророческим духом неизреченные тайны Промысла Твоего, открыл и эту тайну о наследственности первородного греха, предназначенного в совете Троичного Божества к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что **истину возлюбил еси, безвестная** (никому не известное) **и тайная премудрости Твоея явил ми еси**. В последних словах Давид указывает на то, что ему, как пророку, сообщены откровения святой воли Божией и открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей [[new:rim:14:24|(Рим.14:24]]; [[new:ef:03:09|Еф.3:9)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]