[<10>] ====== Толкования Пс. 50:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся** **Окропиши мя иссопом и очищуся.** Сказав: Ты дал божественные законы и уставы, присовокупляет еще большее: Ты даровал в законах некие очищения и чрез окропление иссопом. С этою же целью и нам ныне даруй нечто подобное, так как Ты — тот же Бог. Или, может быть, прикровенно говорит о некоем таинстве. Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги ([[old:ish:12:22|Исх. 12,22]]), а мы искуплены наиболее //честною кровию.// Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: **окропиши мя иссопом,** прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся** Только посредством дара крещения могло совершиться такое очищение. Этим он хочет сказать: я сам нуждаюсь в той благодати, которая будет дарована всем людям. Только она может вполне очистить меня и дать мне белизну снега. А что сам по себе иссоп вовсе не достав­лял прощения грехов, в этом легко можно убедиться из Мои­сеевых писаний. Значит, здесь он разумеется в другом смысле. Действительно, посредством иссопа окропив кровью агнца косяки две­рей, (евреи) в Египте избегли рук всегубителя. А это было образом спасительных страданий. И здесь кровь, и спасительное древо, и спа­сение, уготованное всем, приходящим с верою. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся** Ибо единый дар крещения может произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь всяческих обещал через пророка Исаию. Сказав: //измыйтеся. и чисти будете, отымите лукавства от сердец ваших,// через несколько слов изрек Он: //аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю// [[old:is:01:16|(Ис. 1, 16-18)]]. И сам великий Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это; ибо говорит: //внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в Селмоне// (Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне; [[old:ps:067:15|Пс. 67, 15]]). Посему это же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той благодати, которая будет дана всем человекам; потому что она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне белизну снега. А что иссоп ни мало не дает отпущения грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний; ибо человекоубийцу и похитителя чуждого ложа не окроплениями очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте иссопом окропив овчую кровь на пороги, избегли руки Погубляющего; и это было образом спасительных страданий. И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся** **Окропиши мя иссопом, и очищуся** Для объяснения этого изречения много есть толкований; но ни в одном из них нет беспрекословной положительности. Мне же кажется, что здесь пророк Давид о самом себе пророчит, надеясь, что он совершенно избавится от греха и преисполнится радости. Так как раствор или настой иссопа чрез окропление им прокаженных очищал многих из них от нечистот (Иссоп—это род ароматической травы горького вкуса, имеющий силу к уничтожению проказы); то здесь он метафорически в этом смысле очищения выразился: //окропи же меня иссопом// так, чтобы я совершенно //очистился// от всех нечистот греховных, чего можно достигнуть только Твоим всемогущим словом разрешения и отпущения, или же слезами покаяния; но и эти слезы, как дар Твой, от Тебя же исходят. **Омыеши мя, и паче снега убелюся** Ту же мысль и с тем же чувством повторяет от радости. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся** Сие собрание преносных слов показывает, колико попечителен был Давид об умилостивлении Бога. Упоминая об иссопе, приспособляется к древнему обрядовому закону: однако не потому, чтоб полагал свою надежду на внешний очищения знак, но поелику ведал, что в законе ничего не предписывалося всуе. Ибо как жертвоприношения и обряды в ветхом завете были не что иное, как знамения Божией милости, то праведно искал в них средств к примирению с Богом, так как и мы сими же пособиями ныне подкрепляем колеблющуюся веру нашу. Ибо хотя не инде где, как токмо в единой крови Иисуса Христа должно искать нам очищения: но понеже духовная благодать телесными очами не зрится и руками не ощущается, то мы не можем иначе, как разве при помощи внешних знаков, обретать успокоение в милости Божией. А что сказано об иссопе, то же должно разуметь и об омовении: ибо прообразовательныя кропления, кои были во употреблении у Иудеев, живших под законом, свидетельствовали, что они посредством их очищалися от всякия нечистоты и тем умилостивляли Бога. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-14 **Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене. Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя** Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные ([[old:lev:14:06|Лев XIV:6-7]], [[old:lev:14:49|49-52]]), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем. О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности ([[old:ps:050:12|12]] ст.), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под "Духом Святым" можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (ст. [[old:ps:050:13|13]]). - //"Дай мне услышать радость и веселие"// - дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. - //"Духом владычественным"// - то же, что и Духом Святым (ст. [[old:ps:050:14|14]]). //"Утверди"// - сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–10 **Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя** **Иссопом** называется растение душистое, растущее в Палестине по горам и на старых стенах, оно известно было у евреев времен Моисея и позднейших по своим очистительным свойствам и употреблялось для окропления кровью пасхального агнца [[old:ish:12:22|(Исх. 12:22)]], для очищения прокаженных [[old:lev:14:04|(Лев. 14:4]], [[old:lev:14:06|6]], [[old:lev:14:52|52)]], при составлении воды очищения, особенным образом освященной, и для окропления этой водою [[old:chis:19:06|(Чис. 19:6]], [[old:chis:19:09|9]], [[old:chis:19:18|18)]]. Все вещи, окропляемые этой водой, или жертвенной кровью посредством иссопа, очищались. Таким образом, иссоп служил символом очищения. От этих обрядов очищения пророк Давид, конечно, и заимствовал этот образ выражения: **окропиши мя иссопом, и очищуся**. Твоим всемогущим и всепрощающим словом разрешения и отпущения, как бы так говорит пророк Давид, очисти меня от греховных нечистот моих, так чтобы я был совершенно чист, подобно тому, как в обряде ветхозаветного очищения священник посредством кропления иссопом очищал того, кто до того времени признавался нечистым. Желая уяснить и усилить эту мысль, Давид принимает во внимание и другой обряд омовения и присовокупляет; **омыеши мя; и паче снега убелюся**, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега. Здесь, очевидно, пророк Давид говорит, как и выше, об омовении и очищении своей души от грехов. Но молясь об этом, прося Господа о совершенном очищении от грехов, Давид желал бы услышать радостную весть о прощении, своими ушами удостовериться в том, что его грех очищен, чтобы совесть его могла окончательно успокоиться на этой вести. И это желание он выражает в той же покаянной молитве: я знаю как бы так говорит пророк Давид что Ты, Боже мой, можешь очистить и омыть мой грех, ибо Ты всемогущ и милосерд, но как или по чему я узнаю об этом? Это я могу узнать тогда только, когда душа моя почувствует неизъяснимую радость, дай же мне услышать и почувствовать эту радость: **слуху моему даси радость и веселие**, т.е. обрадуй и возвесели меня вестью о том, что Ты очистил мой грех, и тогда придут в восторг (возрадуются) даже самые кости мои, теперь удрученные (смиренные) грехом: **возрадуются кости смиренныя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]