[<10>] ====== Толкования Пс. 50:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** **Слуху моему даси радость и веселие.** Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена. Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав: **возрадуются кости смиренныя**? Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, //кости// наши //яко трава прозябнут// ([[old:is:66:14|Ис. 66,14]])? **Возрадуются кости смиренныя.** Возрадуется крепость души моей, потому что прежде немоществовала она под грехами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** Этим, го­ворит, веселием наполнишь мои уши, обещая совершенное очищение, чтобы радость проникла во все члены тела, и сокрушенные ныне озлоблением кости процвели опять и возвратили себе прежнюю силу. Смотри, говорит, не на содеянные мною беззакония, но на меня самого, опла­кивающего их, и очисти беззаконие мое. Чего ты хочешь, пророк? Твой грех разрешен, твое наказание уничтожено. Я не довольствуюсь этим: я имею Владыку человеколюбивого, Который дает больше, чем я прошу. Чего же ты хочешь? Я был пророком: пророком хочу быть опять. Я ищу прежней близости к Богу, духовного дара, этой великой благодати. Эта благодать отступила от меня, как голубица, увидевшая нечистоту: я желаю возвратить ее к себе, как пчелу. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены. Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле. Забыл какая преподобная пришла к старцу и рассказала все. Он заключил ее в келлию, одев, как монаха, и дал ей покаянное правило. Три года каялась, и сказано ей было: прощены грехи твои. И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо! В покаянном псалме св. Давида – слова: **слуху моему даси радость** – значат: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово. Та же мысль и в словах: //воздаждь ми радость спасения Твоего.// **//Письма. Письмо 1034. Решение задачи о добром ответе на суде Христовом и о других предметах.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** То есть, сего веселия исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены, и кости, смиренные ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость. ===== Евфимий Зигабен ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** **Слуху моему даси радость и веселие** Внуши слуху души моей благодатную весть, что Ты меня пощадил и помиловал; обрадуй и возвесели меня. Радость же и веселие одно и то же означают. **Возрадуются кости смиренныя** Кости мои, говорит, удрученные под тяжестью греха, сложив с себя эту тяжесть чрез Твое разрешение и отпущение, придут в восторг. Под костями своими, как частью целого, всего себя разумеет. Некоторые же из толковников относят эти слова: //даси //(т. е. дай)// мне услышать радость//... к воплощению (вочеловечения) Спасителя и дают им такой смысл: возвести мне всемирную радость Твоей благодати, именно о сем воплощении или вочеловечении Спасителя; и в то же мгновение //возрадуются// и подпрыгнут от неизреченной радости //сокрушенныя кости мои//. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** Знамение совершеннаго примирения с Богом есть, когда Дух Святый свидетельствует духови нашему, //яко есмы чада Божия// [[new:rim:08:16|(Рим. 8:16)]]. Сие свидетельство в самом себе некогда испытав Пророк, ныне паки онаго просит, глаголя: **слуху моему даси радость и веселие**. Аки бы сказал: Господи, я уповаю, что грех мой по милости Твоей совершенно заглажен, и душа моя от скверны измовена; сего ради молю, присовокупи и сие благодеяние: возвесели и меня внутреннею радостию, в знамение отпущения греха. Сия радость будет для меня на подобие благаго вестника, котораго прииму я слухом сердца моего с неизреченным удовольствием. Следующия за сим слова: **возрадуются кости смиренныя**, относятся к силам душевным, а не к костям телесным, как и ниже говорится: **сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит**. Откуду видим, что дух страха, которым сердце сокрушается и смиряется, происходит от Бога и располагает человека к духу любви, которым душа оправдается. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** Поэтому, так как столь многое говорит за прощение, пусть Бог подаст ему оное, пусть Он скажет: «Я простил тебя!» и пусть этим словом обрадует уже псалмопевца (**слуху даси радость**), восстановит скорбью раскаяния надломленную силу; пусть впредь не вспоминает о грехе, истребит его из сердца (//очисти//), и на место запятнанного грехом сердца духовным творческим актом поставит чистое сердце, освежит сильно ослабленный грехом добрый дух, снова оживит его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** См. Толкование на [[old:ps:050:09#lopuxin_ap|Пс. 50:9]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя** См. Толкование на [[old:ps:050:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 50:9]] [<10>]