[<10>] ====== Толкования Пс. 50:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** **Сердце чисто созижди во мне, Боже.** Обнови, говорит, обветшавшую душу мою, расстроенную грехом. **И дух прав обнови,** то есть, утверди, **во утробе моей.** Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** Давид просит **«духа правого»**, который приводил бы на правый путь. И затем просит благодатного дара, управляющего страстями и делающего то, чтобы душа не находилась в рабстве у страстей. Так как сердце Давида развратилось и из состояния целомудрия вступило на путь греха, страстей и удовольствия, и так как он несправедливо произнес решение, погубившее мужа, сделался рабом вожделения и впал в прелюбодеяние, то и просит Бога, говоря: **«Дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня**, – говорит, – **от лица Твоего… Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня»**, то есть, благодатным даром, управляющим страстями и властвующим над удовольствиями. **//Беседа о Святом Духе.//** ---- Ты – царь; ты одет в диадему; ты облечен порфирою. Но, говорит он, все это – листья, ночь и сновидение; я ищу другой красоты, даруй мне Духа Святого, чтобы Ты опять беседовал со мною и я беседовал с Тобою; Дух отступил от меня, как отступает голубь, видя грязь; я хочу возвратить Его; тогда прииду и явлюсь пред лицем Твоим; а теперь не могу выносить этого, потеряв дерзновение пред Тобою. Видишь, как Давид исповедуется пред Богом. Смотри же, сколь великое зло – грех. Какой грех? Прелюбо­деяние, убийство, преступление закона, нарушение заповедей Бо­жиих. Говорю это не для того, чтобы осудить пророка, но чтобы показать скорое его раскаяние. Пророк надлежащим образом исполнил написанное: //«припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться»// [[old:is:43:26|(Ис.43:26)]]. Его оправдали слова, которые он произнес: //«согрешил я пред Господом»//. Затем пришел пророк Нафан и сказал: //«и Господь снял с тебя грех твой"// [[old:2ts:12:13|(2Цар.12:13)]]. Скоро совершен грех; еще скорее – раскаяние. Согрешив с женою Урии, он был поражен этим грехом и, приступив к на­писанию псалма, сказал: //«помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей»// [[old:ps:050:03|(Пс.50:3)]]. Полным раскаянием он получил полное отпущение греха. **//Беседа о Давиде царе и Павле апостоле; о покаянии.//** ---- [Так как меня постигла старость греха, то обнови теперь меня своим человеколюбием. Это Он обещал чрез пророка Иезе­кииля и находившимся в вавилонском пленении. //"Дам им//, – говорит, – //сердце единое, и дух новый вложу в них»// [[old:iez:11:19|(Иез.11:19)]]. Не Святого Духа ра­зумеет он здесь, но силу разума. То есть, воспитав вас в течение столь продолжительного времени и научив вас, какие плоды произво­дит грех, я приготовлю вас к усвоению добродетели. Об этом и здесь просил блаженный Давид, именно, чтобы поврежденное сердце его было обновлено, и чтобы укреплен был его разум, чтобы он мог держаться правого пути. **«И дух правый обнови во утробе моей»**]. Какое благородство души! Какая привязанность к Богу! Я ищу такой дружбы, такого общения, чтобы Ты опять говорил со мной, и я говорил бы с Тобой. Что из того, что я освобожден от нака­зания? Для меня наказание – не беседовать с Тобою. Я люблю Тебя до безумия. Я не могу видеть Твоего существа, потому что оно неви­димо, но по любви к Тебе я смотрю на Твои дела – и радуюсь. Я не видел Тебя, но увидел небо – и обрадовался, и сказал: //«небеса поведают о славе Божией»// [[old:ps:018:02|(Пс.18:2)]]. Увидел землю, и сказал: //«Господня земля и что наполняет ее»// [[old:ps:023:01|(Пс.23:1)]]. Увидел море, и с радостью сказал: //«море великое и пространное»// [[old:ps:103:25|(Пс.103:25)]]. Увидел день и ночь, и возопил к Тебе: //«Твой – день и Твоя – ночь, Ты устроил зарю и солнце»// [[old:ps:073:16|(Пс.73:16)]]. Увидел горы, и с удив­лением сказал: //«высокие горы для оленей»// [[old:ps:103:18|(Пс.103:18)]]. И как друг, хотя бы он не видел того, к кому чувствует привязанность, но уви­дел только его одежду или обувь, уже радуется и ликует и как бы получает некоторое удовлетворение своей привязанности, так и я хожу около твоих созданий, объятый тоской до неистовства, посто­янно взывая к Тебе: //"как олень стремится к источникам вод..., так... стремится душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя //(явиться)// к Богу крепкому, живому //(говоря)//: когда приду и явлюсь лицу Божию?»// [[old:ps:041:02|(Пс.41:2–3)]]. Ты царь, ты носишь венец. Чего хочешь? Не нужно мне этого. Я ищу прежней красоты, я желаю пророческого дара. Я презираю эту власть, пренебрегаю нечистоту. Это – листья, ночь, сновидение и сено. Я ищу моей красоты. Когда она возвратится? Я не могу выносить медленности, после того как утратил эту близость к Богу, уничтоженную грехом. **«Сердце чистое создай во мне, Боже»**. Я ищу не только чистоты сердца, но и Того, кто обитает в нем. **«И дух правый обнови во утробе моей»**. Хорошо сказал: **"обнови",** потому что жилище было уже приготовлено прежде. Оно обветшало от греха, а Твоя благодать обновит его. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым. **//Главы о трезвении.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей** Тот, кто мужественно одолевает телесные страсти, стойко выдерживает брань с нечистыми духами и изгоняет помыслы их из пределов своей души, пусть молится о том, чтобы даровано было ему чистое сердце и дух прав обновился в утробе его; то есть чтобы совершенно опорожнился он от дурных помыслов и преисполнился через благодать мыслей божественных. И это для того, дабы духовно родиться ему светлым и великим миром Божиим, состоящим из нравственных, естественных и богословских умозрений. Соделавший [свое] сердце чистым не только познает логосы [всего] того, что ниже и после Бога, но и узрит в себе после прохождения всего наивысшую цель благ. В таком сердце рождается Бог, и на этом сердце, словно на неких скрижалях Моисеевых, Он удостаивает начертать посредством [Святого] Духа собственные письмена настолько, насколько оно возрастило самое себя согласно заповеди, таинственно повелевающей: //Умножайся// [[old:gen:35:11|(Быт. 35:11)]]. Чистым называется то сердце, в котором отсутствует всякое естественное движение к чему-либо [плотскому]. Благодаря высочайшей простоте, в таком сердце рождается Бог и начертывает на нем, словно на гладкой дощечке, Свои законы. Чистое сердце есть то сердце, которое представляет Богу [свою] память совершенно безвидной и бесформенной, и она готова быть запечатленной только теми образами Его, через которые [Богу] присуще являться. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей** Поелику постигла меня греховная старость; то обнови меня человеколюбием Твоим. Сие через пророка Иезекииля обещал Владыка и пленникам в Вавилоне; ибо говорит: //дам им сердце ново, и дух нов// [[old:iez:36:26|(Иезек. 36, 26)]], разумеет же не всесвятаго Духа, но возбуждение разумной силы, то есть: обучив нас продолжительным сим вразумлением, и показав вам, какие плоды приносит грех, сделаю, что изберете добродетель. Сего и здесь испрашивал блаженный Давид, то есть, просил обновить поврежденное сердце его и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** **Сердце чисто созижди во мне, Боже** Сердце в св. Писании принимает многие значения: иногда означает отдельный, единичный член телесного состава, иногда же внутреннюю глубину душевной силы разума и смысла, как руководящего нами начала, в следующих, например, выражениях Спасителя: //что помышляете в сердцах ваших? или: почто помышления входят в сердца ваша?// ([[new:lk:05:22|Лук. 5,22]];[[new:lk:24:38|24,38]]), где сердцу усвояется сила мышления. Иногда означает волю, как в следующем месте: //люди сии устами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене// ([[new:mk:07:06|Мap. 7,6]]; ср. [[old:is:29:13|Ис. 29,13]]); иногда—благоволение и душевное расположение или любовь, как сказано о Давиде: //обретох Давида, мужа по сердцу моему// ([[old:1ts:13:14|1Цар. 13,14]]; [[new:act:13:22|Деян. 13,22]]); иногда же самую душу, как в рассматриваемом стихе: //сердце чисто созижди.// Не о том прошу, говорит, чтобы Ты претворил ее существо в иное, но о том, чтобы, падшую ее в настоящее состояние, восстановил в состояние первобытной красоты, в какой Ты и создал ее. И если Ты очистишь ее от застарелой нечистоты прародительского греха, уничтожив его во мне, то Ты созиждешь во мне сердце, т. е. душу чистую. И потому здесь //созижди// сказано вместо //возстанови// и //сердце// заменяет душу. **И дух прав обнови во утробе моей** Обнови или восстанови, сказано вместо //вдуни// или //вдохни// в меня снова дух правый, то есть, даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы. Под словами же //во утробе моей// разумеется здесь самая внутренняя, сокровенная и невидимая глубина души. Подобным образом и Господь говорит чрез пророка Иезекииля к находящимся в плену вавилонском иудеям: //и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам// ([[old:iez:11:19|Иез. 11,19]] и [[old:iez:36:26|36,26]]), то есть, восстановлю немощное и бессильное ныне сердце ваше и дух ваш ослабевший приведу в первобытное состояние. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** Сие изречение соответствует оным словам: **омыеши мя, и паче снега убелюся**; ибо просит, дабы Господь не токмо грехи загладил, но и ниспослал благодать, которая обновляет душу и делает ее благообразною и светлою. Когда говорит: **сердце чисто созижди во мне, Боже**, сие разумеется о возсоздании чистоты, а не самаго сердца; ибо чрез грех не существо сердца погибает, но чистота, аки бы сказал: созижди чистоту в сердце моем. И зело свойственно сказал: **созижди**; ибо Бог ничего такого в сердце грешника не обретает, откуду бы мог чистоту в нем соделать, но сие творит по велицей милости Своей, без всяких человеческих заслуг. Грешники хотя к тому и располагаются чрез веру и покаяние, но и вера и покаяние, и другия сим подобныя дела, суть дарования Божии. А дабы познали мы, что возсоздать сердце чисто есть то же, что возсоздать чистоту в сердце, присовокупляет: **и дух прав обнови во утробе моей**. Под именем **утробы** разумеется внутренняя часть души, то есть, воля, которая немного выше **сердцем** названа. Под именем **духа праваго** разумеется правое расположение сердца, которое не что иное есть, как любовь. Ибо доброе расположение сердца чрез злое вожделение делается развращенным, обращаяся к дольним, а наипаче к себе самому: но чрез любовь исправляется, обращаяся к горним, а наипаче к Богу. Обновляется убо дух прав во утробе, когда, по благодатном очищении сердца, обновляется в душе святое расположение к Богу, которое грехом потеряно было. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** **Сердце чисто созижди** – доказательство, что уже в В. Завете оправдание понимали не как покрытие только греха, но как установление новой жизни. **Дух прав**, с евр. твердый дух, который твердо противостоит всем обольщениям плоти; который всегда стоит прямо, непоколебимо. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** См. Толкование на [[old:ps:050:09#lopuxin_ap|Пс. 50:9]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей** Давид, молившийся Господу об очищении себя от грехов, о возвращении спокойствия совести, о даровании полного забвения вины его и о радости сердечной, не перестает и еще молиться и с тем же покаянным чувством устремляется к высшей степени духовной чистоты и праведности. Он чувствует и сознает, что для исцеления больной души нужна великая помощь Божия, необходимо такое действие, которым была бы перерождена душа его, была бы воссоздана в ней чистота небесная. Доколе сердце ветхо, заражено грехом, до тех пор все усилия исправить жизнь свою останутся напрасными, до того времени хотя и могут быть исправления в жизни, но далеко не полные. Как сосуд разбитый – сколько ни починяй его, все же он будет не новый, все же поврежденный, так и сердце человеческое, испорченное грехами и растленное беззакониями, если бы Господь и омыл и простил грехи, все же оно будет не новое, поврежденное. И вот Давид молит Бога о том же, о чем Сам Господь говорит у пророка: «//И дам им сердце ино и дух нов дам им//» [[old:iez:11:19|(Иез. 11:19).]] И Давид молится не об обновлении сердца, а о даровании чистоты сердечной и возрождении в душе его (**во утробе**) духа правды, который руководил им прежде, – молится о том, чтобы Господь соделал полное и совершенное исправление поврежденных грехом способностей души его, разума, воли и сердца. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]