[<10>] ====== Толкования Пс. 50:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския** **Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона. Сионом** называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил //возглавити всяческая// о Сыне Своем [[new:ef:01:10|(Еф. 1,10)]]; тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. **И да созиждутся стены Иерусалимския**. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-21 **Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы** [Эти слова ясно показывают нам, что псалом имеет пророческое значение. В уста обреченных на жизнь в Вавилоне и жаждавших освободиться из рабства – влагаются эти слова. Они умоляют о сострадании к городу, о восстановлении укреплений, о совершении опре­деленного законом служения. Теперь, говорят, живя в чужой стране, мы не можем приносить законных жертв, так как закон повелевает только в том городе приносить Тебе жертвы. Но как только исполнится наша просьба, и мы восстановим храм, мы тотчас принесем Тебе законные жертвы]. Еще и другое пророчество заклю­чает в себе конец этого псалма. Упомянув выше о дарах Свя­того Духа и потом ниже указав, что Богу неугодны законные жертвы, он просит теперь о явлении нового Сиона, об устроении на земле небесного Иерусалима, о введении нового строя жизни, при котором не будут приноситься в жертву бессловесные, но (будет) возношение и жертва правды. **//Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 20-21 **Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы** Из сих речений видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне, желали освобождения от рабства и оплакивали запустение города. Они умоляют, чтобы город сподобился помилования и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по закону. Ибо теперь, говорят они, живя в чужой стране, не можем приносить установленные Тебе жертвы: потому что закон повелевает приносить жертвы в оном одном городе. Но если дано будет нам возвратиться и снова воздвигнуть храм, то будем тогда приносить Тебе жертвы установленные законом. Весьма приличны им и сии слова: Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Ибо их это изречение: //како воспоем песнь Господню на земли чуждей// [[old:ps:136:04|(Пс. 136, 4)]]? Но конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. Поелику выше говорил пророк о дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее, показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами по закону; то умоляет, чтобы явлен был новый Сион, соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно скорее, установилось новое жительство, приносящее Богу не бессловесные жертвы, но возношение и жертву правды, всесожжения разумные и живые, о которых говорит блаженный Павел: //молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше// [[new:rim:12:01|(Рим. 12, 1)]]. Ибо божественный Давид, как дознавший безвестная и тайная премудрости Божией, говорит сие, зная, что в новом завете будет совершенное оставление грехов, а потому и сам желая достигнуть скорейшего и совершенного освобождения от грехов, вожделевая мгновенного и решительного очищения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския** **Ублажи **(благотвори)**, Господи, благоволением Твоим** (по благоволению Твоему)** Сиона** Сими словами Давид просит о возсоздании и возобновлении Иерусалима, имевшем быть по освобождении Иудеев из Вавилона. Слово αγαθουργον значит—благосотвори; но оно (αγαθουργον) не тоже, что αγαθοποιησον, ибо первое сочиняется с дательным и значит—явись благим, как в следующем месте: //ублажи, Господи, благия// [[old:ps:124:04|(Пс. 124,4)]]; а по благоволению Твоему, то же, что — по содействию Твоему. **и да созиждутся стены Иepyсалимския** Слово //да созиждутся// есть желательное и просительное, хотя и представляется повелительным. Да построятся, говорит, разрушенные вавилонянами стены Иерусалима! ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския** Сия есть последняя причина, которую употребляет Давид для умилостивления Бога, для испрошения оправдания и для возстановления своего после толь тяжкаго падения, представляя и глаголя, что сие возстановление будет полезно для всего Израиля, так как падение его причинило вред всему народу. Сего ради просит, дабы явил сию милость для града Сиона и Иерусалима, аки бы сказал: Господи, ежели я недостоин того, чтоб Ты меня услышал, то воззри на град, котораго я есмь глава, и сотвори с ним милость, исцелив главу его, да тако возсозиждутся стены Иерусалима, поколебавшагося падением моим. Возврати мне Духа Твоего Владычня, и ниспосли благодать, да возмогу на подобие стен защищать и сохранять народ Твой. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 20-21 **Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой телцы** Ст. 20, 21, вероятно, прибавлены в вавилонском плену, когда евреи часто молились словами псалма сего о прощении грехов, избавлении от плена, возобновлении города и храма и о восстановлении богоугодного богослужения. Впрочем, многие и эти стихи не без основания приписывают Давиду. Грехом его как бы поколебались самые стены города, потому он и молится о восстановлении их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы** Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во время плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма. Этот псалом, как и [[old:ps:037:start|37]], называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, входя в состав малого повечерия, полунощницы и третьего часа. Он очень ярко изображает как покаянное состояние грешника, каким является каждый человек, так и то чувство смирения, с каким должен обращаться к Богу всякий молящийся Ему. Сила выраженного в нем смирения и глубина покаяния содействовали такому широкому употреблению псалма. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 20–21 **Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы** **Ублажи** – значит здесь: «будь добр, облагодетельствуй»; **благоволением** значит то же, что милостью; **благоволиши** – «окажешь благорасположение, проявишь внимание или примешь с удовольствием»; **жертву правды** значит то же, что жертву оправдания (жертву о грехе); **возношение** – это жертва мирная, из которой только часть возносилась на жертвенник для сожжения; **всесожегаемая** значит то же, что жертва всесожжения [[old:ps:050:18|(ст. 18)]]. **Олтарем** в ветхозаветной Церкви назывался жертвенник, на котором приносились жертвы Богу. Заканчивая свою покаянную молитву, пророк Давид вспоминает о Сионе и Иерусалиме, к покаянной заботе о своей судьбе присоединяет заботу о святой горе Сионской и о столице Израильского царства. О чем он молился Богу, то и получил несомненно: ему прощен был грех и «//подана радость спасения//» [[old:ps:050:14|(ст. 14)]] от Господа. Вследствие этого он дерзновенно продолжает умолять Господа Бога: если Ты, Господи, помиловал меня, оскорбившего Тебя беззаконием, и очистил грех мой по великой Твоей милости, то не лиши этой милости, не отврати лица Твоего, за грехи мои, от царства Израилева, продолжи благоволения и милости Свои к горе Сион, которую Сам Ты избрал для прославления святого имени Твоего. Благоволи совершиться намерениям моим о граде Иерусалиме, помоги мне обстроить его стенами, **да созиждутся стены Иерусалимские**. Если я недостоин своими трудами и заботами воздвигнуть Тебе достойный Твоего величия храм, то совершит это великое дело после меня мудрейший и достойнейший меня, сын мой Соломон. По великой Твоей милости, «//Ты открыл мне безвестная и тайная премудрости Твоея//» [[old:ps:050:08|(ст. 8)]], и потому мне известно отчасти будущее предназначение города Иерусалима и горы Сион. На горе этой (или близ нее) будет некогда принесена великая всемирная жертва, пострадает за грехи мира Сын Твой Единородный, а град этот соделается матерью всех градов и послужит великим рассадником святой веры и Церкви Твоей, источником благодати, местом великих дел Божиих. Когда Ты облагодетельствуешь Своею милостью гору Сион, ублажиши благоволением Твоим Сиона, и когда окажешь покровительство Иерусалиму, тогда благоугодны будут Тебе (**благоволиши жертву правды**) приносимые в храме его жертвы и всесожжения, тогда будут приносить на жертвенник, посвященный Тебе, не мелких малоценных животных, но крупных быков и тельцов (**тогда возложат на олтарь Твой тельцы**), и все эти жертвы, как прообразовательные, будут приятны Тебе ради той великой жертвы, на которую отдаст Себя здесь же, в Иерусалиме, Агнец Божий, Единородный Сын Твой, за грехи всех людей. Такими, или почти такими, словами и чувствованиями оканчивается та великая покаянная молитва, которая умилостивила праведного Бога, Творца нашего, и которую мы, христиане, читаем или возносим к Богу ежедневно, и за общественным богослужением, и в домашних своих молитвах. Св. Церковь, установившая ежедневное употребление этой молитвы, поставляет всем согрешающим в пример покаяние царя и пророка Давида, который, будучи величайшим праведником, впал в тяжкое преступление. Но зато, сколь велико было его согрешение, настолько же безмерно было и его раскаяние. Укрепленный в Боге несчастьями, гонениями и всякого рода бедствиями, Давид и не воображал, что может когда-либо поскользнуться на пути жизни этой, впасть в тяжкое преступление. Но разве это не бывает и с каждым почти человеком? Услышав в юности о каких-либо пороках и страстях не испытавши их силы на себе, не бывши с ними в борьбе, мы удивляемся, как это люди падают в то или другое преступление. Не испытав искушения в деньгах, мы изумляемся, слыша о жадности и скупости людей. Не будучи опалены в разжженной пещи бесстудной похоти, мы осуждаем тех, которые доводят себя до этой пагубной страсти. Не зная свойства тщеславия, мы удивляемся тем, которые гоняются за славою, чинами и наградами. Праведник, всегда исполнявший волю Божию и не испытавший на себе искушения диавольского, особенно какой-нибудь страсти, которую он в себе обуздал, никак не может вообразить, чтобы диавол с этой стороны напал на него. Потому-то и величайшие праведники иногда при склоне своей долгой жизни, под старость глубоких лет, дивным образом падают: так пал и Давид. Бог попустил диаволу искусить Давида, как некогда праведного Иова. Такое падение научило его глубокому покаянию и смирению пред Богом и открыло в нем всю слабость души человеческой, столь удобопреклонной ко греху. Совершив тяжкий грех и быв правосудно за него наказан Богом, Давид глубоко смирился и смирением этим возвратил к себе любовь Божию. Падший, но восставший Давид стал любезнее Богу, еще более привязался к Нему верою и любовью, на опыте познав, что без ограждения и защиты Божией и величайший праведник может глубоко пасть. Мы люди грешные, и каждый великий грех наш, соделанный нами, скорее ведет нас к отчаянию, чем к покаянию. Кто редко согрешает, тот глубоко и скоро раскаивается, а человек, погрязший во грехах, с течением времени от увеличения грехов делается бесчувственнее, нераскаяннее, отчаяннее. Первое мы видим в лице Давида. Лишь только пророк обличил его в преступлении, Давид тотчас предался самому глубокому, горькому, чрезвычайному покаянию. Второе мы видим вообще на людях. Сколько люди грешат, сколько совершают ужаснейших преступлений, но стараются скрыть свои пороки в душе своей, не стыдятся своего безобразия, не считают нужным каяться, каяться чистосердечно, искренно. Мы тяжко оскорбляем Бога и огорчаем Его, но признаем достаточным для покаяния одни слова, временное посещение церкви, холодное и бесчувственное признание во грехах. А у иных и такого вида покаяния не бывает. Нас даже самая смерть не страшит, не заставит принести истинное покаяние – такое покаяние, какое принес Давид. Воспользуемся же примером Давида, образом его покаяния, чтобы и нам получить прощение в грехах наших, чтобы и наши души убелены были, как снег, чтобы и нам получить Царствие Небесное со всеми святыми. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]