[<10>] ====== Толкования Пс. 50:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы** **Тогда благоволиши жертву правды.** Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иepycaлимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы. **Возношение и всесожегаемая,** и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы. **Тогда возложат на олтарь Твой тельцы,** то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы** См. Толкование на [[old:ps:050:20#svt_ioann_zlatoust|Пс. 50:20]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы** См. Толкование на [[old:ps:050:18#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 50:18]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы** См. Толкование на [[old:ps:050:20#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 50:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы** **Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая** Тогда, говорит, Ты, Господи, примешь с удовольствием жертву правды; так как в другом месте, кроме Иерусалима, Иудеи не имели права приносить жертв, ибо так повелевал закон. Возношением называет отнятия, то есть, приносимые в жертву части от целого животного; а всесожжениями именует те жертвы, которые сожигались всецело на жертвеннике, то есть, все тело жертвенного животного. Св. //Амвросий// под жертвою правды разумеет великую жертву честнаго тела и крови Христовой, приносимую священниками благодать на св. престолах, как и предал Сам Господь, сказав о ней: cиe творите в мое воспоминание. **Тогда возложат на олтарь Твой тельцы** Опять и здесь Давид говорит одно и то же от великого душевного удовольствия, что тогда, когда Иудеи освободятся из Вавилона, они принесут целых тельцов на Иерусалимский жертвенник. Так изъясняется настоящий псалом исторически и буквально. А в высшем смысле в сем псалме Давид пророчествует о христианской церкви и жертве Евангельской, по изяснению //Кирилла// и //Евсевия//. Благоволением, по словам Исихия, называет вочеловечение Спасителя, как благую волю и предварительное хотение Божие; Сионом—житие христиан; стенами его называет епископов и учителей. Тогда —во время жития христиан Бог с удовольствием приимет от церкви жертву правды, то есть, добродетели, и как возношение, будет принимать частные жжения и наказания, восприятые исповедниками за Христа; вместо всесожжений будет принимать мучеников, которые умерли, быв всецело замучены и закланы. Или за возношение Бог принимает от церкви частную добродетель и целомудрие в браке или в другом роде жизни, а как всесожжение принимает совершенную добродетель, то есть, в девстве и монашеской жизни. Под тельцами разумеются верные христиане, как делающие добродетели, как тучные дарованиями Святаго Духа и как избодающие страсти и диавола, словом, все совершенные в деле, слове и созерцании суть тельцы, приносимые Богу на небесном жертвеннике в запах благовонный. Надобно также знать и то, что часто многие изъяснители будущее время принимают за желательное, сказывая, что сверх других и это есть свойство еврейского языка. Посему выражения: //окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся,// принимают вместо желательных так: да окропишь меня, да очищусь, да омыешь меня, да убелюсь и тому подобное. Слова св. //Дионисия//: Божественный жертвенник наш есть Христос, на Котором, по сказанному, (быть может здесь) освящаясь и таинственно всесожигаясь, мы оставляем приношение и в Котором совершаемое совершается и освящается; ибо святит за нас Самаго Себя всесвятый Иисус и исполняет нас, всякой святости; так что по смотрению, совершаемое в нем, по благому действию переходит на нас, как рожденных от Бога. //Кирилл// и //Евсевий// под Сионом разумеют опять ту же церковь, так как и Cион не отделялся от Иерусалима. По словам //Кирилла// и //Евсевия// великою и надежною и вмещающею других стеною церкви есть сам Христос, а другими стенами ея суть хранянящие ее Ангельские и разумные силы. Слова //Фeoдopитa//: Поелику показал, что Богу всяческих не угодны жертвы предписанные законом, то он умоляет явить новый Cиoн и построить небесный Иерусалим на земле и, как можно, скорее учредить новую жизнь, по которой не безсловесные приносились бы жертвы, но возношение и жертва правды, словесные и живые всесожжения, о которых говорить и апостол Павел: умоляю вас, братия, щедротами Божиими представить тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, как (того требует) словесное служение ваше [[new:rim:12:01|(Рим. 12:1)]]. Слова //Дидима//: На духовный жертвенник возлагает тельцов, новопотрудившихся во влечении плугов, то есть, души, не отличные от душ мучеников, каковы видены были у небесного жертвенника приносимыми на подобие тельцов. Ибо в откровении Иоанна души усеченных (секирою) за имя Иисусово и за свидетельство о нем были усмотрены под небесным жертвенником [[new:otkr:06:09|(Откр. 6:9)]]. А жертва правды, по словам //Евсевия//, есть духовная и чистая жертва, в церкви Божией по всей вселенной приносимая, о которой предсказал Малахия: На всяком месте жертва приносится имени Моему и жертва чистая [[old:mal:02:01|(Мал. 2:1)]]. Как и телец, по словам святаго //Кирилла//, есть по закону священное животное и чистое и большее по телу, нежели коза и овца также приносимые Богу. Или под тельцами разумеются, по словам того же //Кирилла// и начальники народов по причине духовного и умственного мужества их; почему и Павел сказал о них: не заграждай уста у вола молотящего, прибавя к тому: неужели о волах Бог печется? или конечно для нас говорится. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой тельцы** Плоды оправдания суть дела правды, которыя для того благоугодны Богу, понеже суть истинныя жертвы духовныя. Сего ради глаголет: **тогда благоволиши жертву правды**: то есть, когда я совершенно Тобою буду возстановлен и оправдан, тогда и дела мои, и жертвы, и приношения и всесожжения будут Тебе благоугодны [[new:1pet:02:05|(1Пет. 2:5]]; [[new:rim:12:01|Рим. 12:1)]]. Тогда и людие Твои, увидя, что сии жертвы правды Тебе благоприятны, напрерыв потекут, **и возложат на олтарь твой тельцы**, яко жертву из всех тучнейшую и избраннейшую [[new:evr:13:06|(Евр. 13:16)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой телцы** См. Толкование на [[old:ps:050:20#ep_irinej_orda|Пс. 50:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы** См. Толкование на [[old:ps:050:20#lopuxin_ap|Пс. 50:20]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы** См. Толкование на [[old:ps:050:20#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 50:20]] [<10>]