[<10>] ====== Толкования на Пс. 52:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-3 **Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое. Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога** **Рече безумен в сердце своем: несть Бог… Бог с небесе приниче на сыны человеческия.** Поелику не помыслили, что Бог назирает дела человеческие, судит судом праведным и воспрещает всякое худое дело, то по сему самому Бог **с небесе приниче**. А этим ясно означает пришествие Господне к человекам. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое** Ибо отпадение от подлинно Сущего действительно есть повреждение и разрушение существующего. Возможно ли кому существовать, не будучи в Сущем? Возможно ли кому пребывать в Сущем, не веруя в Сущего, что Он есть? Но подлинно Сущий, без сомнения, есть Бог, как великому Моисею свидетельствует о сем видение Богояления. Посему, кто в мысли своей не дает места бытию Божию, говоря, что Бога нет, тот, став вне Сущего, растлил собственное свое бытие. //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое **«Рече безумен в сердцы своем: несть Бог».** Ибо, не только на так именуемых богов, но и на Бога истиннаго подвиг язык свой, говоря: не возмогли боги языков избавить страну свою от руки моей. Избавит ли Господь Иерусалим? Где Бог Емафа? И где Бог Арфада? И где Бог града Сепфаруима [[old:4ts:18:33|(4 Цар. 18:33–35)]]? **«Растлеша и омерзишася в беззакониих».** Причиною злочестия, говорит Пророк, беззаконная жизнь; безстрашно делая все, что им угодно, не хотят и помыслить о Боге, назирающем над всеми, но уверили сами себя, что никто не управляет тварию. **«Несть творяй благое»**, то есть, все возлюбили лукавство Ассириян. ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече безумен в сердце своем: несть Бог; растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое** Изъяснения сих слов ищи в [[old:ps:013:01|13]]-м псалме; а выражение //в беззакониих,// находящееся здесь, там заменяется словом: //в начинаниих// (в стремлениях) своих, — //несть творяй благое//, в [[old:ps:013:01|13]]-м псалме стоит: //несть творяй благостыню.// Василий Великий говорит: Несогласие жизни с заповедями можно назвать знаком отречения от Бога, согласно с словами: сказал безумный: нет Бога, а как бы для некоторого указания на него,—обнаружения, кто он, (Давид) присовокупляет: растленны они в беззакониях. Ибо Писание сим означает отпадение от общих понятий о Боге, и нечестивую и безбожную мысль, господствовавшую во всем человечестве до явления Спасителя и показывает, что самая пагубная порочность есть как бы черта гнездящегося такового нечестия. И как растлили посеянные в себе здравые семена о Боге и предались служению гнусным идолам, разделив нечестие на совершенное безбожье и многобожие и произошло то, что соответственно безбожным и гнусным их делам, пали во все роды зла; то сии безумцы, то есть, безбожники, изгнав из своей души благочестие, вместе с ним как с царем извергнули и всякую добродетель, уверив себя, что нет никакого кормчего, который бы держал рули всей твари, без страха делают всякую неуместность. Слова брата его св. Григория Нисского: Как безумный говорит в сердце своем, то есть, мыслит, что нет Бога над всем. Сделавшись растленными и мерзкими в таковых действиях ума: ибо отпадение от сущего есть поистине растление и разрушение в самом составе. Ибо как может кто либо быть в своем существе, не пребывая в сущем? Как может кто либо быть в сущем, не веря в бытие сущего? А истинно сущий Бог должен существовать непременно, как засвидетельствовало о том великому Моисею видение явившегося ему Бога. Итак, кто извергает из своего ума бытие Бога и говорит, что Его нет, тот повреждает свое собственное бытие и лишается существенного. Посему помышление о том, что нет Бога и Промыслителя есть причина нашего растления в беззакониях; а растленная жизнь делает нас гнусными и богоненавистными, почему нужно, чтобы пришел врач и уврачевал растление наше, приблизил к себе сделавшихся отвратительными. Слова Исихия: Чье бы было это, как не безумного, о котором и Исаия сказал: безумный говорит безумное и сердце его помышляет о суетном [[old:is:32:06|(Ис. 32:6)]]. Что значить это? то, что поступая худо и нелепо и видя долготерпение Божие к нам, вместо того, чтобы благодарить и прославлять Его, как благого и незлобивого, они падают в безумие, помышляя, что Бог не наблюдает человеческих дел, но что все производится без разума и случайно. Прекрасно говорит и Дидим: Кто худо мыслит о Боге, тот стремится и к другому злу: изгнав из своей души благочестие, он вместе с ним изгоняет и всякую добродетель, последующую за благочестием как зa своим царем. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Рече безумен в сердце своем: несть Бог; растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое** См. Толкование на [[old:ps:052:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 52:1]] [<10>]