[<10>] ====== Толкования на Пс. 52:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога** См. Толкование на [[old:ps:052:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 52:2]] ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 3-7 **Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. Кто даст от Сиона спасение Израилево? внегда возвратит Бог пленение людий своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль** Пророк говорит: поелику «**уклонишася**» от Бога, то немедленно «**еси непотребни быша**», подобно какому-то брошенному сосуду, признанному ни на что не годным. А что негодно для хорошего, то своею непригодностью для лучшего ясно показывает пригодность для худого. Итак, посему-то Господь с «**небесе приниче на сыны человеческия**». А таковое слово предуказует Господне сопребывание с людьми в то время, когда предводителям в неверии, священникам, фарисеям, книжникам, с покорностью последовали все. Ибо они хульными своими зубами терзали и поедали народ. Потому сказано у Пророка: «**тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, снедающии люди Моя в снедь хлеба**»), подобно как и страждущие недугом водобоязни, для которых, если сделается возможным принять в себя воды, для страждущего будет сие врачевством от недуга. Но они боятся почему-то предлагаемого в спасение, и чуждаются спасающего, по страху не погибнуть, уготовляя себе погибель. Так и иудеи, когда взывает к ним Источник: «//аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет//» [[new:in:07:37|(Ин. 7:37)]], поелику чувствилища души были у них предварительно объяты неистовством неверия, «**устрашишася страха, идеже не бе страх**», отвращаясь от спасительного пития, не зная того, что в роде праведных бывает Бог, дающий «//от Сиона спасение Израилю, и пленение людей Своих//» от лукаво пленившего нас грехом, снова возвращающий к Себе, когда в веселии и радовании истинный Израильтянин и духовный Иаков. //**О надписании псалмов.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога** Вот что Бог увидел на земле Своей, приникши посмотреть на нее – есть ли на ней люди, разумевающие и ищущие Бога. На всей земле не нашлось избранных: все удалились от Бога, забыли Его, все стали непотребными тварями, никто не делал добрых дел, никто – до одного, тогда как человек для того и создан, чтобы делать дела добродетели, взыскивать и познавать Бога и любить Его всеми силами души. Каково видеть Отцу, когда дети совсем оставляют и забывают Его и, вместо законного Отца, прилепляются сердцем к незаконным, вымышленным отцам, например когда говорят древу: отец мой еси ты, //и камню: «ты родил меня»// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27)]]. Как же в таком случае не быть Богу Богом ревнителем, по писанному: //Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель// [[old:ish:20:05|(Исх. 20:5)]]? Это – святая ревность, необходимый плод святой любви. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога** Однакоже Бог, в Котораго они не веруют, Бог, обитающий в вышних и призирающий на смиренных, восхотел изследовать дела их. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 3-6 **Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благое, несть до единаго **(ни одного,—там имеется: несть творяй благостыню)**. Ни ли уразумеют вcи делающи беззаконие, снедающие люди моя в снеде хлеба, Господа не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх** Изъяснение сих слов можно видеть в [[old:ps:013:02|13]]-м псалме. Но там написано убоялись, а здесь устрашились. **Яко Бог разсыпа кости человекоугодников** Человекоугодниками Давид называет здесь иудеев, каковое имя и Христос многократно ставил им в укоризну, когда называл их лицемерами и судящими по наружности. Ибо по человекоугодничеству иудеи говорили в удовольствие, или угодность кесарей: всякий делающий себя царем—противник кесарю; также: нет у нас царя, кроме кесаря [[new:in:19:12|(Ин. 19:12]]; [[new:in:19:15|15)]]; и к Пилату говорили: если Его отпустишь, то ты не друг кесарю [[new:in:19:12|(19:12)]]. Итак, сих то человекоугодливых иудеев кости, или племена, из которых состоит род иудейский, как из костей состоит тело,—сих, говорю, колена рассыпал и рассеял Бог, чтоб были рабами и подвластными всем народам. Или и так, что, когда иудеи истреблены были оружием римлян, мертвые тела и кости их были разорваны дикими зверями, коршунами и другими плотоядными птицами. Слова Феодорита: Не погрешит тот, кто назовет человекоугодником и Рапсака, который, будучи из рода евреев, изощрял язык свой в богохульстве, думая сим угодить ассирианам. (А равно) некоторые, при Юлиане отступнике, царствовавшем после сего, оставя Бога, были оставлены взаимно и от Него. **Постыдешася, яко Бог уничижи их** Евреи, говорит, у всех народов обратились в стыд и срам, потому что ведут жизнь самую бедственную и суеверную, сделавшись несчастнее всех людей сего мира. А сему они подверглись за то, что Христос уничижил их, сделав их предметом поношения всего мира. Слова св. Кирилла: О каких костях говорит? о силах учения еллинов и нечестивцев, которые они заключили в своих писаниях. Ибо они находили удовольствие в блеске выражений и в составе слов, за что и называет их человекоугодниками. Но сила учения их, которая выражена именем костей, совершенно истреблена Христом, показавшим ее бездейственною и уничижившим их, то есть, писателей еллинских догматов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога** См. Толкование на [[old:ps:052:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 52:1]] [<10>]