[<10>] ====== Толкования на Пс. 53:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** **Боже, во имя Твое спаси мя.** Просит, чтобы спас не иным чем, но именем Своим. Поелику призываю имя Твое, то этим самым именем даруй мне спасение. **И в силе Твоей,** то есть, в Сыне Твоем, **суди мя.** Не другим судиям, но **Силе Твоей** предай на исследование. И рассудив суд их, одних Он отдал на погибель, а других спас от врагов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** См. Толкование на [[old:ps:053:02#svt_grigorij_nisskij|Пс. 53:2]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** Ради имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасение; на основании убеждения в этом, опять молится Давид: «**Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми**». //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** **«Боже, во имя Твое спаси мя».** Для безопасности моей, говорит Пророк, достаточно призвать имя Твое. Так и божественные Апостолы совершали великия чудеса. Ибо Апостол говорит: //«во имя Иисуса Христа востани и ходи»// [[new:act:03:06|(Деян. 3:6)]]. **«И в силе Твоей суди ми».** Ты праведен и источник правды, говорит Пророк; посему суди меня и нападающих на меня несправедливо. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** **Боже, во имя Твое спаси мя** Господи, говорит, спаси меня ради Твоего имени, то есть, ради того, что Ты именуешься Спаситель и Праведный. Спаси же меня более и более, всецело и всесовершенно, потому что со всех сторон многие наветы окружили меня. Слова //Феодорита//: Для меня, говорит, достаточно к безопасности моей одно призывание Твоего имени; сим и св. апостолы производили великие чудеса: ради имени, говорит, Иисуса Христа Назарея встань и ходи. И некто другой говорит: как есть некоторые имена и слова при обаяниях ядовитых пресмыкающихся являющие такую силу, что усыпляют, или умерщвляют самых страшных змий; так и имя Божие, превосходящее всякое имя, (Давид) почитал побеждающим врагов. Ибо суетно всякое спасение со стороны человека: одно только имя Твое, говорит, страшное и всесильное я призывал во спасение свое. //Исихий//: Не за дела, говорит, ибо я не имею дел значительных; ни за знаменитость отцев, но ради имени Твоего спаси меня, ибо оно сделалось непрерывным и невредимым спасением. Если иногда попавшиеся разбойникам и варварам избавляются от опасностей со стороны их, призвав имя сильных, как близкие к ним, то не гораздо ли больше именем Божиим можем спастись от всякого нападения демонов? **И в силе Твоей суди ми** Поелику, говорит, Ты, Господи, силен, то посему я уверен, что Ты будешь судить со мною Саула, который притесняет меня слабого и отмстишь за меня. Здесь сочинение слова: будешь судить меня κρινης не соблюдено, потому что оно сочинено здесь с винительным, тогда как надлежало бы согласовать (на греческом) с дательным так: κρινδις μοι, как говорит //Феодорит//, то есть, произведешь мне суд и защиту. Ибо κρινεις με с винительным собственно означает: осудишь меня. Слова //святого Кирилла//: Сказал: ради имени Твоего, то есть, ради Сына. Ибо сила Отца есть Сын. А говоря, Ты будешь судить меня, мы не о том молимся, чтобы прийти на суд и наказание, но более желая того, чтобы судья был милостивым судителем. //Григория Нисского//: Итак, вступивший на знойный, тесный путь и прогнавший полчище зифеев (демонов) говорит к Богу, что именем Твоим поставлено нам спасение и силою Твоею произведен суд, который в добре имеет силу, что и всегда будет доставляемо. //Исихия//: Желает суда не для того, чтобы быть осужденным, но для того, чтоб освободиться от гонителя, посему и молился, чтобы был произведен суд силою и чтобы соперник, чувственный ли то или мысленный, был уловлен силою Божией, а мы были удалены от наветников. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** Давид, будучи лишен всех пособий человеческих, молится Богу, дабы пришел к нему на помощь. **Боже**, глаголет, **во имя Твое**, Которому вся повинуются, **спаси мя**. И то же самое другими объясняя словами присовокупляет: **и в силе Твоей суди ми**. То есть, буди моим Судиею, и врагу моему по заслугам его отмсти, а меня защити. Ибо не имею никого, к кому бы мог я прибегнуть, и пожаловаться на несправедливость царя, кроме Тебе, Бога моего. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми** Когда Давид узнал о таком жестокосердии зифитов и об угрожающей ему великой опасности, то обратился с молитвою к Богу, прося у Него помощи против нечестивых врагов. **Во имя** – имя Божие – откровение того, что Он есть; милостивым откровением Своего существа, Своей силы, спаси меня. **Суди** в отношении к праведникам – воздаждь правду. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** **Во имя Твое спаси мя.** За Твое имя, потому что я его призываю, **и в силе Твоей суди ми**, по Афанас.: //в Сыне//, то есть можно понимать так - суди с милостию, не по грехам, а умилостивленный ходатайством Агнца, закланного за грешников прежде сложения мира. NB. Суди в силе: суди как Всесильный, ничего не боясь, без всякого пристрастия. [[old:ps:053:07|Ст. 7.]] //Истиною Твоею потреби их// - как требует Твоя истина. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми** //Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни// //"Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди"//. Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. //"Суди Твоею силою"// - прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми** Получивший много раз спасение Божие от различных бед и напастей, св. Давид предвидит, что у него и впереди много будет еще бед и опасностей, а потому молит Бога, чтобы и впредь не оставлял бы его Своею милостью и не лишал спасения, – чтобы даровал ему спасение ради имени Своего, которое Давид с упованием не престанет призывать: **Боже, во имя Твое**, ради имени Твоего Святого **спаси мя**. И Господь Иисус Христос апостолам и всем верующим обещал, что призыванием имени Его они будут побеждать врагов не только видимых, но и невидимых [[new:mk:16:17|(Мк. 16:17)]]. Злобные гонители Давида, Саул и его приближенные, были непримиримыми врагами его, и Давиду неоткуда было ждать защиты против них и некому принести на них жалобы, кроме Бога всемогущего, Который один силен и властен рассудить, на чьей стороне правда. Поэтому праведный Давид молится, чтобы Господь рассудил его с Саулом: и в силе Твоей, Господи, властью Твоею **суди ми**, потому что, кроме Тебя, не имею никого, к кому бы мог прибегнуть и пожаловаться на несправедливость царя. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]