[<10>] ====== Толкования на Пс. 53:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих** **Боже, услыши молитву мою.** С благоволением приими прошения мои. **Внуши глаголы уст моих.** Это подобно сказанному: //и ныне, Господи, призри на прещения их// ([[new:act:04:29|Деян. 4,29]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих** С благоволением приими прошения мои. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих** Кажется, что слова: услыши и внуши и подобные не заключают различия между собою, но только означают усиление и распространение молитвы. Так подобно сему он сказал в начале [[old:ps:004:02|4]], [[old:ps:005:02|5]], [[old:ps:016:01|16]]-го и многих других псалмов. Но более усильные изыскатели находят таковые слова имеющими различие. Мы только можем сказать то, что молитвою здесь называет молитву в уме или умную, а словами уст—прошение, произносимое губами и ртом, каково вышеозначенное: Боже, ради имени Твоего спаси меня, и другие подобные им. Слова //Исихия//: Мы не имеем никакого оружия против врагов, которое было бы сильнее молитвы, если только молимся о том, что достойно Бога. Сознавая в себе это, пророк желает, чтобы слова его были выслушаны Богом, чтобы вняв тому, что он не искал ничего человеческого, принял жертву молитвы. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих** В предыдущем стихе призывал Давид силу Господню, а здесь молится, дабы Господь к силе присовокупил волю. **Боже**, глаголет, **услыши молитву мою**, аки бы сказал: вем, яко вся можеши, но молю, да и восхощеши; сего ради прошу, **услыши молитву мою**, и благоволением Твоим спаси мя. В следующих словах то же самое повторяя, присовокупляет: **внуши глаголы уст моих**, то есть, не отврати ушес Твоих, и не презри молитвы моея. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих: яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** Изречениями сих стихов псалмопевец молится о том, чтобы Господь услышал молитву его, не оставил бы без внимания молитвенных слов, исходящих из уст его, причём однозначащие выражения: **услыши молитву и внуши глаголы** – употребляет для выражения усиленно напряженной молитвы его, или же первым выражает вообще молитву, разумея и непрестанную умную молитву, а вторым говорит о молитве устной. Далее объясняет причину побудившую его к особенно усердной молитве о помощи Божией: **яко чуждии восташа на мя**. Под именем **чуждих** разумеет зифеев, которые были хотя и не иноплеменники, но по своему внутреннему расположению были чужды и враждебны Давиду, с которыми у него не было ничего общего, а **крепкими** называет Саула и его единомышленников, которые были гораздо сильнее Давида и численностью войска, и его вооружением, и которые старались погубить Давида, – искали души его, и действуя так, они не имели страха Божия, не думали о том, согласны ли их действия с волею Божией, – **не предложиша Бога пред собою**, а действовали исключительно по внушению своих страстей. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]