[<10>] ====== Толкования на Пс. 53:5 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 5-6 **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей** Они «**не предложиша Бога пред собою**», а мне «**помогает Бог**», возвращающий зло изобретателям злобы, истиною же уничтожающий все, что враждебно истине и иноплеменною с нею. А я, говорит Пророк, возблагодарю Того, в Чье имя спасен, потому что благодарность для меня благо с тех пор, как избавился я от скорбей, и своими глазами увидел уничтожение врагов. Ибо пророческое око увеселяется этим, когда не усматривается более ничего сопротивного добродетели. А по истреблении порока, который, как враг, противостоит добродетели, не останется уже и имени врагов. Ибо кто еще назовется врагом, когда не живет более вражда, но, как говорит Апостол, убил ее Мир [[new:ef:02:14|(Ефес. 2:14 – 16)]]. //**О надписании псалмов.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** Кто эти **чуждые** и **крепкие**? Это – грехи: грехолюбивая плоть, грешный мир и диавол. Они восстают на нас постоянно и никогда не хотят иметь пред очами своими Бога. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** **«Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою».** В Твоей помощи, Владыка, имею нужду я, гонимый неприязненными, которые твердо надеются на великую силу, и желают предать меня смерти. Отваживаются же на сие против меня, потому что не знают Твоего промысла. Сие и присовокупил Пророк, сказав: **«И не предложиша Бога пред собою».** Принесши же сию молитву и предуведав, что вскоре подана ему будет помощь, взывает. ===== Евфимий Зигабен ===== **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** **Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою** Чужими и крепкими Давид называет находившихся при Сауле; чуждыми потому, что они были враги его; а крепкими потому, что были сильные в военном искусстве. Или чужими называет зифеев, как чуждых или далеких от истинной и искренней дружбы с Давидом, а крепкими, как соединившихся с царем Саулом. Слова //Великого Афанасия//: А наши враги и чужие—суть демоны, злоумышляющие на самую душу. //Григория Нисского//: Давид говорить о восстании чужих и исканий души его со стороны крепких во зле, над которыми не начальствует Бог, но тот, кого надобно представлять с противной стороны (диавол). //Исихия//: Чужды все те, которые не мыслят о том, что Божие, хотя б они были родственники и друзья и братья. Посему то часто не стыдятся злоумышлять против нас и родственники, как чужие на чужих. Ибо кто сделал себя чужим для Бога, не гораздо ли более отчуждится и от закона природы? А крепкими называет сильных во зле, которые приобрели столь сильную и упорную порочность, что злоумышляют и на самую душу, устрояя нам не только чувственную, но и умственную смерть. **И не предложиша **(представили)** Бога пред собою** Это: не представили, означает то, что означенные враги Давида не представили в уме Бога пред собою и запрещающим не делать ему никакого зла. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** Здесь объясняет те опасности, от которых избавлен быть желает, и под именем **чуждих** разумеет Зифеев, которые по внешнему виду казались быть ближними, но по внутреннему расположению сердца были враги и чужие: а под именем крепких означает Саула и сообщников его, коих безчеловечие и лютость не могли иначе быть удовольствованы, как токмо смертию невиннаго человека. Ибо вся причина гонения и ненависти состояла в том, что Саул опасался, дабы Давид когда-нибудь не воцарился, и потому желал предать его смерти: и хотя ведал, что Давид был невинен, но желание удержать царство в своем поколении делало то, что и самая величайшая несправедливость казалась ему справедливостию. Следующия за сим слова, **и не предложиша Бога пред собою**, означают, что ни те, ни другие стража Божия пред очами своими не имели: ибо первые, то есть Зифеи, милость цареву предпочли закону Господню; а сии, то есть Саул и сообщники его, желание царствовать предпочли правде, которую Бог паче всего царям хранить повелевает. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** **Чуждии** – зифиты, так злобно и жестокосердно поступившие с Давидом, как обыкновенно поступают с израильтянином только чужеземцы, язычники. Следов., в слове **чуждии** нет основания к возражению против подлинности надписания. **Крепцыи** – Саул и его приверженцы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** //"Чужие восстали... и сильные ищут души моей".// - Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; //"сильные"// - это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. //"Душу мою"// - мою жизнь; враги стремились погубить Давида. - //"Не имеют Бога пред собою".// Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами - желанием выслужиться пред Саулом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою** См. Толкование на [[old:ps:053:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 53:4]] [<10>]