[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-3 **Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся** **Внуши Боже молитву мою**. Приносит различные прошения, умоляя принять их. Ибо говорит, не презри меня слезно молящегося, но **вонми ми** с благоволением и подай помощь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего** См. Толкование на [[old:ps:054:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 54:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего** Ах, как часто должен взывать человек подобною молитвою! Сколько причин к постоянной внутренней молитве! Человек каждый день и час падает, грешит, и когда согрешит, в душе происходит беспокойство, смятение, тоска, тяжесть, потребность в помиловании; тогда душа невольно молится Богу, уста произносят как бы машинально: помилуй мя, Боже! Боже, милостив буди мне, грешному. Как хочется нам в этой греховной скорби, чтобы Бог внушил нашу молитву и не презрел моления нашего. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-4 В**нуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми** **Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми, и услыши мя** Пророк приносит различныя моления, прося, чтобы все они были приняты. Ибо говорит: не презри меня умоляющаго, но вонми благоволительно, и подай мне помощь. **возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия, и от стужения грешнича** Терпя укоризны и нападения от врагов, поступающих со мною несправедливо, и размышляя о разных их кознях, исполняюсь, говорит Пророк, великой скорби. Ибо печалию (ἀδολεσχίᾳ) Божественное Писание называет непрестанное размышление. //Симмах// перевел сие так: упал я духом, беседуя сам с собою, и смутился от вражия гласа, от безпокойства, причиненнаго нечестивым. Ибо одного и того же Пророк называет и врагом и нечестивым, как облагодетельствованнаго и уготовляющаго смерть благодетелю. **яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми** //Симмах// выразил сие яснее: впали против меня в нечестие и с гневом воспротивились мне; потому что с лукавым ко мне расположением устрояют мне смерть. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 2-4 **Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми** Сим предисловием испрашивает Давид благосклоннаго внимания у Бога, и, во-первых, говорит: **внуши Боже молитву мою**. Потом, дабы и молитва и лице молящагося не были отринуты, обоя препоручает Богу. О молитве глаголет, **не презри моления моего**; о лице же молящагося присовокупляет: **вонми ми, и услыши мя**, то есть, милостиво воззри на мя, и благосклонный слух простри. За сим предлагает сущность молитвы, и просит избавить от гонения врагов, по причине котораго скорбел и смущался. Под именем **гласа вражия** разумеет угрозы: ибо нет сомнения, что Саул не токмо убийством дышал против невиннаго Давида, но и часто угрозы к тому присовокуплял. **Стужения грешника** то же есть, что неправедное угнетение праведника: **грешником** нарицает врага не столько для обвинения его, сколько для засвидетельствования невинности своея. Ибо в гонениях великих служит утешением то, ежели человек имеет добрую совесть, и не по грехам своим, но туне гонение страждет. Следующия слова, **яко уклониша на мя беззаконие**, относятся к умышленным порокам, возводимым на человека невиннаго: а следующия, **и во гневе враждоваху ми**, означают явное и насильственное нападение на того же несчастнаго человека. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 2-3 **Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся** **Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя** В [[old:ps:053:04#evfimij_zigaben|4-м]] стихе предыдущего 53-го псалма мы уже сказали, что значить: внуши и услыши, куда и обратись. Здесь только заметим, что [[old:ps:016:01#evfimij_zigaben|16-й]] псалом содержит сии слова в обратном порядке, потому что в нем сначала стоит: услыши, потом вонми, и наконец внуши. Услышь, говорит, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими во уши молитву мою, из чего явно, что сии слова между собою не различаются, а означают совершенно одно и то же. Слова Исихия: С молящимся о сем Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в том, как рабы владыки, как нищие богатому. Ибо Он, желая показать способ, как должно молиться, говорит: прими во уши и не презри: так как часто выслушав нашу молитву, Бог презирает ее и отвергаете, как излишнюю и недостойную слуха Его. **возскорбех печалию моею** (в размышлении моем) Наименование: αδολεσχια принимается собственно за непрестанное беседование. Но пророк часто принимает его и за непрерывное и постоянное размышление, как в следующих словах: и я постоянно размышлял об оправданиях Твоих [[old:ps:118:048|(Пс. 118:48)]], то есть, непрерывно размышлял о законе Твоем. И здесь теперь подобным образом говорит, что я печален по причине размышления моего; ибо я размышлял, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, но пал в скорбь, потому что не нахожу никакого средства к освобождению себя. Речение: αδολεσχια принимается еще и в отношении к напряжению зрения для высматривания чего либо, как в следующем месте: и вышел Исаак посмотреть в поле около вечера; и воззрев очами своими, увидел идущих верблюдов [[old:gen:24:63|(Быт. 24:63)]]. Слова Исихия: Словом называется возвышение, в котором находился Господь, рассматривая то, что относилось к нам, по причине чего и смущался, видя, что мы дошли до такого безумия, что полагали препятствия подвигам Его для нас. Почти то же говорит и Афанасий (в изд. Своде). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего** Такими словами начинает пророк Давид молитвенную песнь к Богу о помощи против врагов. Многие из людей нередко молятся Богу о таких предметах, которые недостойны Его внимания или не соответствуют Его благопромыслительному попечению о нас, – и такие молитвы Господь не только не исполняет, но и не удостаивает Своего внимания. Просвещенный Духом Божиим, Давид вполне сознавал, какие молитвы достойны внимания Божественного и угодны Богу, а потому и приносил их со всеусердием и с полным упованием на милость Божию. **Внуши**, говорит он, внимательно выслушай, Боже, молитву мою, и не оставь без внимания предмета моей молитвы, не оставь без исполнения того, о чем прошу, **не презри моления моего**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]