[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя** Вот, сердце мое превратило всю внутренность мою. Но и боязнь смерти **нападе на мя.** Это говорит или о спасительной смерти, при виде которой пророк, движимый человеческим помышлением, исполнился боязни, — или о смерти душ, которые погибнут за такие дерзостные дела. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя** См. Толкование на [[old:ps:054:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 54:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма** Видя сию неприязненность их и устрояемыя ими козни, прихожу в ужас и боязнь, и ожидаю смерти. И ни мало не удивительно, если Давид спасаясь бегством и преследуемый множством врагов, убоялся смерти, как человек, притом живший под законом и только издали усматривающий евангельское совершенство. Ибо и Сам Владыка Христос, Который многократно предрекал и предзнаменовал священным Апостолам Свое страдание, и строго запретил божественному Петру, пререкавшему, что будет сие [[new:mf:16:22|(Мф. 16:22–23)]], пред самым временем страдания воскликнул: //«ныне душа моя возмутися»// [[new:in:12:27|(Ин. 12:27)]]; и Божеское естество попустило естеству человеческому быть в таком томлении, что источало оно капли кроваваго пота, подкрепляемо было Ангелом и препобедило страх. Ибо и в этом надлежало показать естество, подвергающееся страданию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя** Сердцем Давид называет здесь душу, сказывая, что она возмутилась, будучи стесняема ухищрениями врагов. Как же Давид в другом месте говорит: не убоюсь многих тысяч людей, нападающих на меня [[old:ps:003:07|(Пс. 3:7)]], и другое подобное; а теперь здесь явно сознается в робости и боязливости? Ответствуем, что когда Давид чувствовал Божию помощь в душе своей, тогда был бодр и ничего не боялся; а когда по усмотрению лишался помощи Божией, чтоб открылось терпение его, и постоянство в молитве к Богу, тогда возмущался и не скрывал страха. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя** Отсюду яснее видно, коль лютыя мучения претерпел Давид: ибо не женоподобный ниже изнеженный некий человек говорит сие, но такой, который многие опыты постоянства оказал. Однако и сей подвижник не токмо жалуется на неправедныя обиды врагов, но и говорит, что он объят был мраком смертельных страхов, а тем самым чистосердечно исповедует, что он не каменное имел сердце. Отсюду усматривается величество подвигов, и купно преподается учение, что Давид, будучи окружен толиким множеством зол, и вооружаяся против смертельных страхов, не без великаго усилия прибегал к призыванию Божия имени. Ибо упоминая о страхе смертном, показывает, что ежели бы он не был подкреплен силою Бога, то немедленно пал бы. Таким образом, что выше сказал вообще,// смятохся//, сие здесь объясняет в особенности. **Сердце мое смятеся во мне**, то есть, во внутренних моих, где есть жилище сердца. **Боязнь смерти нападе на мя**: ибо ничто так скоро не проникает во внутренность сердца и больше не возмущает человека, как опасность предстоящия смерти. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя** Многие толковники весьма справедливо изъясняют этот псалом в мессианском значении. Как во всех своих страданиях, так и в изображенных здесь, Давид был прообразом Иисуса Христа; что Ахитофел сделал Давиду, то впоследствии Иуда причинил Иисусу Христу, против Которого, как некогда против Давида, восстал весь Иерусалим; чувства, подобные волновавшим псалмопевца, могли происходить в душе Божественного Искупителя, когда он с Масличной горы смотрел на вероломный город; тогда буквально исполнились на Нем слова: **сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя**. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-9 **Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма. И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию. Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури** //Я потерял мужество и готов бежать в пустыню// Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал "вихря и бури", т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Сердце; мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма** В этих стихах псалмопевец продолжает выражать скорбь свою, причиняемую тайными кознями врагов его. Злоумышленные действия и козни врагов моих, как бы так говорит он, наводят на меня такое глубокое смущение и столь великий страх, что я даже опасаюсь за свою жизнь: боязнь смерти нападает на меня, причем страх овладевает мною в такой степени, что я чувствую себя покрытым тьмою, душа моя повергается в такой глубокий мрак, что я не вижу никакого выхода из угрожающих мне опасностей. Давид явно признается здесь в своей боязливости и страхе пред врагами, между тем в другом псалме, где он говорит о том же коварном и злоумышленном восстании против него, он ясно выражается: «//не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя//» [[old:ps:003:07|(Пс. 3:7)]]. Это явное противоречие, но оно так свойственно природе человеческой, которая не обходится без колебаний. Св. Давид, облагодатствованный и просвещенный Духом Божиим, крепко уповал на помощь Божию, и это упование поддерживало в нем бодрость духа и неустрашимость против нападения врагов, но бывали в жизни его такие минуты, когда он чувствовал недостаток помощи Божией, когда терпение его подвергалось испытанию, и тогда он предавался скорби, испытывал чувство страха и боязни пред врагами и в эти минуты обращался к Богу с усердною молитвой о помощи, не скрывая угнетающих его чувств. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]