[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:11 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда** См. Толкование на [[old:ps:054:10#svt_grigorij_nisskij|Пс. 54:10]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда** См. Толкование на [[old:ps:054:10#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 54:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда** **Днем и нощию обыдет и по стенам его.** (Будет кружиться в нем, в самых стенах его). Беззаконие или законопреступление будет кружиться по городу Иерусалиму днем и ночью, то есть, долгое время, даже до самых стен его, то есть, займет весь город. Столь беззаконны иудеи были и по крестной смерти, которой предали Владыку Христа, до самого того времени, как завоевали их римляне и погубили весь род их, по истечении 40 лет по вознесении Господа. Слова //Исихия//: Когда судили Христа беззаконно, то судившие, то есть, Пилат и Иудеи противоречили друг другу: один говорил: ничего достойного смерти не нахожу в человеке сем,—а другие: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть. Днем—значит время распятия на кресте, а ночью—время предательства. До стен— значит—до священников, так как они были стены народа. Далее упоминает беззаконие и неправду,—беззаконие потому, что закона духовно не сохраняли, а неправду потому, что, получив столько благодеяний от Отца, предали кресту Сына Его, врача и питателя. Впрочем и мы должны беречься, чтоб не иметь ни днем, ни ночью на наших стенах, то есть, добродетелях беззакония, или, чтобы не терпеть противоречия. **Беззаконие и труд посреде его и неправда** Давид и здесь повторяет: беззаконие, чтобы сильнее обвинить город Иерусалим и живших в нем; потому что они, гордясь тем, что жили по закону Божию, всегда делали преступления закона. Сказав прежде, что беззаконие окружало Иерусалим до самых стен, теперь показывает, что оно не оставит свободною и средины города, но и до нее дойдет; и противозаконность войдет в суждения судей и труд в произведения, со стороны граждан ухищрения и наветы против невинных и неправда—в приобретение и похищение чужого права. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 11-12 **Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть** Продолжает описывать беззаконие града, от котораго гонение претерпевал, и употребляя прекрасное подобие, говорит, что **беззаконие** на подобие вооруженнаго воина овладело стенами его так, что правда приближиться к нему не могла. **Беззаконие**, глаголет, **днем и нощию**, то есть, безпрестанно обходит град, на подобие военныя стражи; а между тем внутрь его не что другое делается, как **труд**, то есть, насилие бедных, **и неправда** сильных, кои без всякой опасности наказания угнетают их. **И не оскуде от стогн его лихва и лесть**. Сие угнетение отчасти бывает явное, когда богатые на самых стогнах требуют лихвы от убогих, а отчасти тайное, когда различными коварствами и ухищрениями нападают на них и мучат. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть** Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: "злодеяние и бедствие, обман и коварство" посреди его города. Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; //"бедствие"// - страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. //"Обман"// - взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–12 **Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть** Слово **труд** употреблено здесь в значении: «бедствие, страдание, превратность, измена» (perversitas). **Стогна** значит: «улица»; **лихва** – «рост, вынужденный процент, барыш». **Лесть** в церковно-славянском языке употребляется в смысле: «обольщение, хитрость, обман», или: «коварство, лукавство». Пророк изображает в сих стихах бедственное положение города Иерусалима, которое было последствием беззаконного вторжения в него мятежников. Город очутился тогда как бы в осадном положении от вторгшихся в него врагов: раздоры, насилия и всякая неправда царили в нем, и зло это так усилилось, что не было ни времени, ни места, в которых оно прекращалось бы. Ни днем, ни ночью не было покоя, беззаконие, наподобие военной стражи, обходило по всему городу: и по стогнам его, т.е. до самых окраин города, и **посреде его**. Везде и всегда **труд**, т.е. насилие и угнетение бедных, и неправда, или притеснение со стороны сильных и богатых. Не говоря уже о том, что происходило в домах, даже на улицах (**стогнах**) города публично совершались эти насилия, коварство, подкупы, лихоимство и всякого рода неправда и беззаконие. Значит, угнетение и всякого рода притеснения слабых со стороны сильных (Авессалома и его мятежных сообщников) совершались не тайно, а открыто пред всеми, во всем этом не было недостатка и на улицах города: **не оскуде от стогн его лихва и лесть**. И все эти несправедливости и насилия, совершаемые заговорщиками, имели такой успех, что на сторону Авессалома перешли даже такие лица, которые прежде были друзьями и советниками Давида, каковым был, например, Ахитофел. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]