[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением** **Иже купно наслаждался ecи со мною брашен.** Или иначе сказать: ты, неоднократно удостоенный одной со Мною трапезы. **В дому Божии ходихом единомышлением.** Говорит это, потому что неоднократно входил с ним во храм. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением** Кто единодушен, тот уже и друг, потому что в друзьях есть единство душ (один дух). Нeт зато никого гнуснeе того, который измeняет дружбe. Отсюда и в предателe Господь нашел наиболее презрeнным его вeроломство, то, что он не возблагодарил за милость и к пиршеству дружбы примeшал яд злобы. Он так говорит: **«Ты же человeк единодушный со мною, вождь мой и близкий мне (notus meus), который всегда вмeстe со мною получал сладкия снeди»**! То есть, нельзя снести, чтобы ты, единодушный со мною, поднялся на того, кто даровал тебе милость: //«Ибо если бы враг мой стал бы злословить меня, я претерпeл бы, по крайней мeрe»//; и от того, кто меня ненавидит, я скрылся бы. Можно избeжать врага, но нельзя укрыться от друга, если тот начнет злоумышлять против тебя. Мы остерегаемся того, кому не довeряли наших намeрений, но не можем остерегаться того, кому мы (их) довeрили. Итак, чтобы показать особую предосудительность грeха (ad acervandam peccati invidiam), Он не сказал: ты же раб Мой, апостол Мой; но: **единодушный со Мною**, т. е. ты предатель не Меня только, но даже самого себя, так как предаешь единодушнаго тебе. **//Об обязанностях священнослужителей. Книга III.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением** См. Толкование на [[old:ps:054:14#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 54:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением **Иже купно наслаждался ecи со мною брашен** Ты, говорит, Иуда, поносил Меня—ты, который вместе, то есть, находясь со Мною, услаждал, иначе — приготовлял снеди, так как снедь приготовленная бывает слаще. Или под брашнами можешь разуметь учение, содержавшееся в проповеди, коим питались души верующих; а таковое и Иуда, будучи апостолом, услаждал, иначе —делал благоприятным Христу. //Симмах// вместо: владычественный мой, перевел: домашний мой, и вместо: тоже что душа моя, знаемый, перевел: единонравный и знакомый. На сие //Феодорит//: то, и что бывает от врагов, я почитаю легким и сносным, так как это производится врагами, или неприятелями. Притом явного врага как-нибудь избегнуть возможно. Но всего неприятнее представляется мне то, когда домашний мой, единомысленный, один стол и один хлеб имевший со мною и участвовавший в вещах божественных и человеческих, делает то, что свойственно врагам и неприятелям. Но и ныне можно видеть у некоторых тот же обман и убийство в преизбытке, как в том уверяют нас происшествия на деле. Ибо, не только участвуя в хлебе-соли, они предают питателей своих, но и соучаствуя в божественных и неизреченных тайнах, не только изменяют друг другу, но и смерть различного рода устрояют, при посредстве клятв. **В дому Божии ходихом единомышлением** С тобою, говорит, Иуда, мы ходили в дом Божии единомысленно; столь неразлучным и искренним учеником моим Я признавал тебя! ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением** См. Толкование на [[old:ps:054:13#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 54:13]] ===== Лопухин А.П. ===== **иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением** См. Толкование на [[old:ps:054:13#lopuxin_ap|Пс. 54:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением** См. Толкование на [[old:ps:054:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 54:13]] [<10>]