[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их** **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи.** Поелику не восхотели принять Тебя — жизнь, то постигнет их такая смерть. Сказано же: **да снидут во ад живи.** Ибо, зная, что Он наследник, говорили: //приидите, убием Его// [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38)]]. Пророк же ведение признавал за жизнь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их** См. Толкование на [[old:ps:054:12#svt_grigorij_nisskij|Пс. 54:12]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их** **«Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи».** Такой конец жизни имел предатель: потому что, положив петлю себе на шею, потерпел скорую смерть. В таковыя бедствия впали и иудеи после креста, быв вовлечены в войну с римлянами; потому что преселились из жизни не по естественному закону, но поражаемые вражеским оружием. Потом Пророк показывает справедливость наказания. **«Яко лукавство в жилищах их, посреде их».** Жилищем же называет настоящую жизнь, в которой пребываем временно, а не на всегда поселяемся. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их** **Да приидет же смерть на ня** Предвидя это, Давид здесь проклинает Иуду, Аннана, Ишафу и вообще христоубийственных иудеев. **И да снидут во ад живи** Но когда выше сказал Давид: да приидет смерть на них,—то зачем теперь говорит здесь: пусть сойдут живыми в ад, когда сии две мысли одна с другою не совместны? На сие ответствуем, что иные из иудеев умерли казньственно; ибо смертно здесь называет не естественную, но—насильственную, причиняемую виселицею, или войною или другим способом (каковой подвергся и Иуда, сам повесившись); другие из них, будучи понуждаемы и преследуемы римскими войсками, бросались в пропасти; а некоторые, войдя в рвы и cyхие потоки, скрывались там долгое время, страдая от голода и жажды и страха, как повествует о том Иосиф. Посему то Давид адом называет здесь И рвы и cyxиe источники по причине темноты их, каковый (ад) и сделался для них гробом; так как находясь там, они истлевали мало помалу. Некоторые же говорят, что поелику против Христа злоумышляли и иудеи и злые духи; то посему Иудеев проклинает, чтобы получили смерть, а демонов, чтобы сошли в жилище преисподней. Последних назвал живыми, как бессмертных: пусть сойдут, говорить, в ад живые, по природе, демоны. Некто говорит, что выражения: да приидет, да сойдут—сказаны пророчески, вместо: приидет смерть на них и сойдут в ад. Далее обозначает справедливость наказания их: потому, говорит, что жизнь и поведение их исполнены всякого зла и лукавства. Ибо за кратковременность житие каждого и настоящую жизнь называет пришельствием, по которой мы пришельцы, а не постоянные обитатели. По словам //Феодорита//: и блажены те, которые почитают настоящую жизнь пришельствием, а не постоянным жительством. Слова //Афанасия//: Поелику, говорит, не захотели принять Тебя—жизнь, то посему смерть примет их. Ибо, зная, что он наследник, сказали: приидите, убьем Его. **Яко лукавство в жилищах их, посреди их** За то, говорит, пусть на них придет смерть, что во граде жительства их обитает лукавство; ибо у них зло не поверхностно и не наружно, но в глубине и в сердцах их. А словом παροικων назвал жилища иудеев, так как они обитали в них временно; ибо, по прошествии нескольких лет, они имели быть погублены римлянами. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их** Сими словами вооружается на все полчище врагов, а наипаче на их главных предводителей, которые без всякой причины неправедно гнали его. Впрочем слова сии, без сомнения, заимствовал из истории о Корее, Дафане и Авироне, кои с общниками своими живые пожерты были землею, за произведенный мятеж против угодника Божия Моисея [[old:chis:16:13|(Чис. 16:31)]]. Сего ради, смерти желает врагам не по слепой некоей склонности к мщению, как сказали мы выше, но по святой ревности и по вдохновению Духа Святаго; ибо не свое защищал дело, но Божие, тем паче, что враги, надеяся на свои силы и богатство, почитали себя безсмертными, аки бы сказал: Господи! понеже враги мои, ослепленные своею силою, так забылися, что более не почитают себя в числе смертных: сотвори убо, дабы земля живых поглотила их, и купно низвергла во ад и гордость их и высокомерие. Присовокупление причины паки показывает, что Давид не столько на лице врагов своих вооружается, сколько предвозвещает казнь нечестивым, не праведно Божию церковь озлобляющим: **ибо лукавство в жилищах их, посреде их**. Вот причина вышереченныя ужасныя клятвы; ибо те, которые возлюбили жить с пороками, праведно живые поглощаются землею, чтоб вечно жили в муках. Следующия слова, **посреде их**, означают, что порок повсюду сопровождает их, и в тех же жилищах водворяется с ними. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их** //Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно// //"Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад"// - пусть Господь поразит их смертью и живыми низложит в ад, т. е. не достигшими естественного конца жизни, преждевременно погибшими, так как они не только правят лукаво (см. [[old:ps:054:11|11]] и [[old:ps:054:12|12]] ст.), но и в семейной жизни (//"в жилищах их"//) у них царит тот же обман. Скорая гибель таких людей, вполне испорченных и зловредных, вполне желательна. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их** От коварного и тайного изменника и предателя (Ахитофела, а в пророческом смысле – Иуды, [[old:ps:054:15|ст. 15]]) обращая слово свое опять ко всему полчищу восставших против него мятежников, особенно же к их главным предводителям, Давид призывает на них смерть и угрожает им муками ада, причем самые выражения для определения им казни он, очевидно, заимствует буквально из истории Корея, Дафана и Авирона, которые с сообщниками своими, по суду Божию, живые пожерты были землею за произведенный ими мятеж против угодника и пророка Божия Моисея, и о которых было тогда сказано, что они «//снидут живи во ад, яко разгневаша человецы сии Господа//» [[old:chis:16:30|(Чис. 16:30)]]. И современные Давиду мятежники, взбунтовавшие против него жителей Иерусалима и весь народ израильский, без сомнения, прогневали тем Господа, а потому псалмопевец, имея в виду пример суда Божия и наказания мятежников при Моисее, угрожает тем же судом и наказанием и бывшим при нем мятежникам за их нечестие и лукавство, которое сопровождает их повсюду (**в жилищах их**) и всегда при них (**посреде их**). Эти мятежники против царской власти и против помазанника Божия, как бы так говорит он, приимут смертную казнь от Бога, и по смерти тела они **сойдут во ад**, где будут преданы на вечные мучения за то, что они в самих себе носят лукавство, которое живет с ними неотступно, **в домах их**. В пророческом смысле этот призыв заслуженной казни относится к современным Господу Иисусу Христу книжникам и фарисеям, злоба и лукавство которых, обличаемое Спасителем, возмутили против Него народ иудейский, который и постигла потом казнь и поголовное истребление со стороны римлян. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]