[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя** **Аз к Богу воззвах.** О чем же воззвал он, как не о том, чтобы избавил душу его от ищущих погубить ее? Потому и был услышан. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 17-19 **Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною** Видя непрестанную мою молитву, приносимую мною день и ночь, говорит Давид, Бог избавит меня от врагов, и дарует мне мир. Слова: //«во мнозе бяху со мною»// означают, что враги многочисленны. Так перевел и //Симмах//: ибо весьма многие были против меня. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя** Я, говорит, уверен, что Господь услышал меня. Но яснее он сказал бы так, что я воззвал к Отцу, а Сын услышал меня; потому что Сын погубил и истребил иудеев по молитве, которую произнес Сам Он к Отцу устами Давида: но Ты, Господи, помилуй меня и восстанови меня, и Я воздам им [[old:ps:040:11|(Псал. 40,11)]]. Некто: Давид, сказывая: я воззвал и Господь услышал меня, сим не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтоб и они взывали и были выслушиваемы. И //Феодорит//: Я, говорит, научился призывать не только Отца, но и единородного Сына Его, Который, немного спустя, имеет восприять от меня домостроительство по плоти. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 17-18 **Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой** Давид хотя нигде спокойнаго места не обретал, и ничем почти от мертваго не различался, однако не преставал молиться Богу и не отчаявался в успехе. Сие усердие к молитве в следующем стихе яснее изображает, ибо не удовольствовался одним словом – **воззову** (понеже то же делают и многие ленивые), но к сему присовокупляет: **вечер и заутра и полудне помолюся и воздохну, и Господь услышит мя.** Первыми словами означает прилежание к молитве, а последними сильное движение духа, к Богу воспереннаго, чем ясно засвидетельствовал, что никакия мучения и болезни не препятствовали ему возносить воздыхания свои к Богу и питать в сердце своем твердую и непоколебимую спасения надежду; поелику был удостоверен, что молитвы его услышаны будут. Обычай трижды молиться в день наблюдаем был ветхозаветными, без сомнения, в честь Пресвятыя Троицы, таинство Которыя Пророкам небезизвестно было. Чего же ради сказано: **вечер, заутра и полудне**, а не заутра, в полудне и в вечер, как бы сказать порядок требовал? Причина тому, кажется, сия, что Иудеи, по силе закона праздники свои совершали от одного вечера до другаго, как повествуется в книге Левитов, в главе [[old:lev:23:32|23,32]]. И потому первое время молитвы было вечернее: что и ныне наблюдает церковь, в которой Божия служба начинается с вечерни. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-19 **Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною** Так как даже близкий друг изменил Давиду, то последний может искать помощи только у Бога, почему и обещает постоянно взывать к Нему как утром, так и в полдень, и вечером. В этой троекратной молитве видят указание на то, что Давид и в изгнании продолжал точно соблюдать обычаи троекратной молитвы пред храмом, которая требовалась от всякого благочестивого еврея. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 17–18 **Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой** В тесных и затруднительных обстоятельствах св. Давид всегда обращался с молитвою к Богу о помощи, каковую всегда и получал по своей усердной, исполненной твердого упования молитве. Так и при настоящих стесненных обстоятельствах, вынужденный укрываться от врагов в пустынях и горах, он ни на кого не надеется, кроме Бога, единственного его Защитника и Спасителя, к Которому обращаясь смиренным сердцем и откровенною душею, выражает скорбь свою и желание поведать (**повем**) пред всеми о многократно явленных на нем чудесных действиях спасающей его силы и благости Божией и возвещать пред Богом и людьми (**возвещу**) об опасности, какая угрожает ему со стороны мятежников, причем, по обычаю ветхозаветной Церкви совершать богослужение три раза в сутки: вечером, утром и в полдень, заявляет, что будет приносить молитву к Богу непрестанно – **вечер и заутра и полудне**, и выражает опять надежду, что его молитва к Богу будет услышана и не оставлена без внимания. Взывал я; говорит он, к Богу, и Господь слышал молитву мою и спасал меня от бед, а потому я и ныне буду взывать к Нему вечером и утром и в полдень, поведаю Ему скорбь свою и возвещу об угрожающей мне опасности и надеюсь, что Господь услышит меня и спасет от всех бед и напастей. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]