[<10>] ====== Толкования на Пс. 54:24 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя** **Ты же Боже низведеши их в студенец истления,** то есть, восставших и предавших на распятие, а **студенцем истления** называет ад. **Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих.** **Мужами кровей** называет умертвивших Начальника жизни, которые не исполнили времени жизни своей, преданные мечу римлян. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя** И изобразив словом все горести, какие постигнут их, Пророк прилагает это услаждающее изречение, которым и препобедил град со всем его наполнением, говоря: «**аз же уповаю на Тя**». Полноту же сего города называет «**мужами кровей и лсти**», которые «**не преполовляют**» лукавого дня, какого бы рода он ни был, и не оставляют лукавства не доконченным, но достигают совершенства во зле. Победителем всех их делается Пророк сим единым изречением, которым выражает расположение к Богу, говоря: «**аз же уповаю на Тя**». //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя** **«Ты же Боже низведеши их в студенец истления».** Ибо отваживающихся злоумышлять против праведника предаст Бог непрекращающемуся мучению. Студенцем истления назвал Пророк неизбежное наказание. Как упадшему в колодезь, полный тины и грязи, невозможно избежать погибели: так и тому, кого наказует Бог, негде уже искать спасения. **«Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих».** Ибо на тех, которые решились жить убийством и обманом, Бог насылает скорую смерть, не попуская им прожить узаконенное время. **«Аз же Господи уповаю на Тя».** Ибо зная Твое могущество и правдивый Твой суд, от Тебя ожидаю помощи. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя** **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления** Ты, говорит, Господи низведешь изобретателей зла на невинных людей; куда? в колодезь тления. Названием //кладезь// тления он изобразил глубокое и неизбежное наказание, которое имели понести наветники из людей. //Феодорита//: Кладезем тления назвал неизбежное наказание. Ибо как невозможно избегнуть погибели тому, кто пал в колодезь, наполненный грязью и тиною, так невозможно спасения ни откуда тому, кого наказывает Бог. **Мужие кровей и лести **(коварства)** не преполовят дней своих** Как тот же Давид в 72-м псалме говорит о таковых убийцах и коварных людях: и полные дни окажутся у них [[old:ps:072:10|(Пс. 72:10)]], а здесь говорит, противное тому, что убийцы не доживут и до половины жизни своей? На сие отвечаем, что в том псалме говорит, что окажутся полные и совершенные дни злых дел не по причине меры жизни их, но по причине порочности их, то есть, дни их будут полны пороков; а здесь говорит, что Бог, предвидя чрезмерность порочности убийц и коварных людей, пожнет их прежде времени естественной смерти их, дабы, живя долго, и не грешили долго. Таким образом, по словам Григория Богослова, наказание есть для них человеколюбие. Сии слова не относятся ко всем и не всегда сбываются на всех порочных, то есть, чтоб они не доживали до половины жизни, потому что многие злые и состареваются в порочности своей; но говорится по отношению к большей части, то есть, потому что большею частью злые умирают преждевременною смертью. Или царе-пророк сказал это для того, чтобы устрашить убийц и коварных людей. А мужами кровей и коварства назвал их, как имеющих мужескую силу в убийствах и коварствах, выражая не ясно именем коварства всякий порок. Или еще в другом отношении можно разуметь это так, что св. Писание, по наименованию более растянутому, человеком мира называет человека мирного, так и здесь называет убийцу и кровожадного мужем кровей, а коварного и употребляющего обманы— мужем коварства. Слова //Афанасия//: Мужами кровей называет здесь иудеев, умертвивших начальника жизни и сказавших: кровь Его на нас и на детях наших и сделавшихся виновными в пролитии всякой крови праведных. Они то и не кончили времени естественной жизни, потому что преданы мечу римлян по истечений 40 лет по вознесении Господа. То же говорят //Евсевий// и //Дидим//. **Аз же, Господи, уповаю на Тя** Это слово есть некоторый возглас, обыкновенно употребляемый Давидом. Однажды испытав, какой плод приносит упование на Бога, он всецело и совершенно уповает на Бога и не только это, но еще и исповедует пред всеми, что он уповает на Него. //Исихия//: Упование на Бога доставляет свободу от бедствий и обогащение всеми благами. Таково изъяснение сего псалма. Нравственно прилично он относится и к нам, исключая только некоторых слов, которые мы заметим. Слова удобопонятные мы оставим в том смысле, какой дан им выше, а неудобопонятные изложим здесь. Итак, всякий может говорить в себе следующее. Я скорбел в печальном размышлении моем, то есть, по причине обращения и союза моего с страстными помыслами, потому что обращение сие после производит в душе скорбь и раскаяние. Или я скорбел по причине неуместных и пустых слов, сказанных мною в разговоре с кем бы то ни было из людей без разбору, и смущался от нападения злых помыслов, которые производит во мне враг мой и грешник демон. Я удалился от Бога, потому что прилепился к демонам чрез скверную и нечистую жизнь мою; и обитал в пустыне и не приносил плода добродетели. Потопи, Господи, и раздели языки демонов, чтобы не могли соглашаться в своих ухищрениях против меня; ибо я видел беззаконие и противоречие в городе, то есть, в жизни демонов, как делающих своими грехами беззаконие и противоречащих повелениям Твоим, Господи! стены жизни их суть сильнейшие из демонов. В жизни демонов находится труд в отношении к тем христианам, которые мужественно противостоят нападениям демонов. Пути демонов широки, потому что противятся тесному пути Божию и добродетельному. Прибыль демонская есть прибавление и приращение греха. А слова, если бы враг поносил меня и прочие до слов: да приидет смерть на них, произносятся от лица Христа против Иуды, как мы изъяснили. Слова: да приидет смерть на демонов, значат совершенное бездействие злобы их; а—да сойдут в ад живые, мы изъяснили прежде. Временные жилища демонов суть приближения их к нам, когда они поселяются при поверхности сердца. Те же демоны называются и приближающимися к нам, потому что внутренне постоянно нападают злыми, гнусными и богохульными помыслами. Выражение во множестве со мною, или иначе—со многими были против меня, по взаимному употреблению предлогов, значит то, что многие вместе пришли на меня, или против меня. Нет замена, значит: нет изменения в демонах из греховности в добродетель, как мы изъяснили. Они осквернили завет Его—значит—уничтожили. Сердца их приближались к нам, значит (приближались) советы демонов. Слова демонов сделаются мягкими, когда внушают нам помыслы греховные; потому что они в начале льстят нам и обманывают нас удовольствием и сладостью греха, или даже и правотою добродетели, а оканчивают горечью и явным и открытым грехом. Почему и //Аполлинарий// в ироическом своем стихе перевел так: ради чего они устремлялись на меня, надеясь на множество свое. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. Аз же, Господи, уповаю на тя** См. Толкование на [[old:ps:054:23#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 54:23]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя** См. Толкование на [[old:ps:054:23#lopuxin_ap|Пс. 54:23]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя** Студенец значит: «колодезь», **истление** значит: «погибель, смерть». Выражение **в студенец истления** значит: «в гибельный, смертный колодезь». **Мужами кровей и льсти** псалмопевец называет здесь, как и в других местах [[old:ps:005:07|(Пс. 5:7]], [[old:ps:058:03|58:3)]], заговорщиков и мятежников, которые действовали на народ лестию, коварством и обманом и всегда готовы были пролить и проливали кровь неповинную. Таковым он предсказывает вечную погибель: молитвенно обращаясь опять к Господу Богу, он говорит: Ты, Боже, низведешь их **в ров погибели**, т.е. в геенну вечного огня, где все низверженные вечно живут и вечно умирают, т.к. вечно мучаются и конца смерти или мучениям, которого желают, они никогда не видят. И не только они обречены, говорит, на вечную смерть, но и здесь на земле им не долго жить: **они не преполовят дней своих**, не доживут и до половины своей жизни, чем отнята у них будет возможность продолжительной греховной жизнью приводить в соблазн других. «Кладезем тления, – говорит блж. Феодорит, – назвал неизбежное наказание. Ибо как невозможно избегнуть погибели тому, кто упал в колодезь, наполненный грязью и тиною, так невозможно спасение ниоткуда тому, кого наказывает Бог» [6, с. 257]. Св. Афанасий Великий под **студенцом**, или кладезем, в пророческом смысле разумеет ад, а под **мужами кровей** – иудеев, умертвивших Начальника жизни и потом преданных мечу римлянами [3, с. 187]. И в самом конце псалма св. Давид высказывает заключительное исповедание пред всеми своего упования на Бога, говоря как бы так: вот я во всеуслышание всем представил, какое великое счастье и блаженство заключается в том, чтобы во всем уповать на Бога, и сколь великое зло делают те, которые восстают на праведного и тем выражают явную вражду против Бога. Смотрите же, какая участь постигает тех и других! Что же касается до меня, то я всегда жил и живу надеждой на Тебя, Господи:** аз же, Господи, уповаю на Тя**. Итак, при рассмотрении и объяснении этого псалма, кроме буквального или исторического его смысла, мы указывали в некоторых изречениях что, согласно с изъяснением отцов Церкви, прообразовательные пророчества о враждебных действиях иудеев и Иуды предателя против Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа и о злосчастной судьбе их. Таковые пророчества заключаются в изречениях стихов [[old:ps:054:04|4]], [[old:ps:054:14|14-16]], [[old:ps:054:22|22]] и 24. Но кроме того и другого смысла и значения этого псалма, некоторые из толковников объясняют его в духовно-нравственном смысле, по отношению к христианину, ведущему брань с невидимыми врагами его душевного спасения. Так, св. Исихий (у Зигабена в подстрочном примечании) говорит: «Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он вещавает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных» [7, с. 421]. В стихах [[old:ps:054:03|3-4]] псалмопевец говорит: я скорбел в печальном размышлении моем по причине приращения к душе моей страстных помыслов, которые производили потом скорбь и раскаяние, – я скорбел по причине неуместных и пустых слов, сказанных без рассуждения в разговоре с другими, и смущался от злых помыслов, возбужденных во мне невидимым врагом моим. В стихах [[old:ps:054:08|8-9]] от лица кающегося грешника св. Давид говорит: я удалился от Бога, прилепившись чрез нечистую и греховную жизнь мою к демонам, я обитал в пустыне, не принося никакого плода добродетели. Вследствие чего я впадал в малодушие и, обращаясь к Богу, спасающему кающихся грешников, от Него ожидал милости и Ему молился об избавлении от малодушия и бури отчаяния. Я молился Ему так (ст. [[old:ps:054:10|10-11]] и след.): //потопи, Господи, и раздели языки// демонов, разрушающих мир среди людей Твоих и возбуждающих их на всякое беззаконие и на явное противление Твоим повелениям. //Во граде их//, т.е. в душах человеческих, они производят всякое насилие и противодействие (труд) тем подвигам добродетели, которые истинные подвижники веры и благочестия настойчиво проводят в своей жизни. Невидимые враги стараются возбудить корыстную страсть в сердцах верующих и научают их лицемерию (//лихва и лесть//) и коварному обращению с ближними. В стихах [[old:ps:054:16|16–22]] псалмопевец призывает казнь Божию на невидимых врагов праведника. Так как они, говорит, не имея страха Божия (//не убояшася Бога//), столь глубоко утвердились во зле (//лукавство в жилищах их, посреде их//), что не могут уже измениться к лучшему (//несть бо им изменения//), то пошли, Господи, смерть на них, и пусть они живые сойдут во ад, и тогда не будут иметь возможности во множестве приближаться ко мне для соблазна и искушения: я уповаю, что Господь услышит молитву мою и душа моя, освободясь от искушений врагов, исполнится мира, – что Господь воздаст им за то, что они заслужили, – Он смирит и унизит их за то, что они осквернили завет Его с человеками, против которых действуют коварно, умягчая паче елея свои обольстительные слова и хитрые внушения ко греху, которые впоследствии оказываются язвительными и гибельными стрелами. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]