[<10>] ====== Толкования на Пс. 55:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, о людех от Святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе** //Содержание:// За Давидом, когда спасался бегством от Саула, последовали шесть сот мужей, а потом, пришедши в Геф, с честью принят он был иноплеменниками, потому что определили ему на жительство Сикелаг [[old:1ts:27:02|(1 Цар. 27:2–6)]]. Но псалом этот можно относить и к лицу Церкви, которая древле, пока раболепствовала идолослужению и демонам, удалена была от святых, но избавлена от мысленных врагов Тем, Кто произошел по плоти от Давидова семени, воинствовал за нас, и как бы на столпе написал одержанную за нас победу. Ибо после сего воздали Ему чествование и иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него язычники. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе** Ибо вот какой новый труд берет на себя Пророк за прежние подвиги. О "**людех, **– говорит он, –** от святых удаленых**». Люди же эти – вся полнота человечества, которую удаление от святых заповедей на какое-то великое и беспредельное расстояние, как бы стеною, поставленною в средине, отделило от Бога. Сих-то людей призывает победою над сопротивником, в награду подвигов назначая спасение погибших; почему заслугу сию выставляет на столпе в неизгладимых письменах памяти, увековечивающей событие. Посему победа одерживается «**Давиду в столпописание, внегда,** – говорит он, – **удержаша и иноплеменницы в Гефе**». Но чтобы не укрылся от нас смысл, сотканный в этом слове из исторических загадок, повторю сию историю, сократив в немногие слова. Зависть к Давиду при победе его над Голиафом в жестокой душе Сауловой порождена похвалою тех, которые, ликуя, веселились по причине сей победы. И Саул всеми способами, и тайно, и явно, уготовлял Давиду смерть: то скрытно строил ему козни, то, в след за сим, явно принимался за оружье и восставлял на него подданных. Но после многих, многократно деланных Саулом покушений на жизнь Давида, наконец пришедши к Зифеям, Давид поселился в одном городе у иноплеменников, добровольно принявших его к себе. Там жил он с своими сподвижниками, имея при себе двух законных жен, из которых одна была Израильтянка, а другая, быв прежде женою одного из владетелей на Кармиле, по смерти его стала сожительницею Давидовою. Вот что содержит в себе история. Посему то, что Давид удержан у иноплеменников, не означает, что удержание сделано с худым намерением, ибо не то было на деле; а напротив того означалось сим исполненное любви и дружеское расположение, ибо Гефеи поселяют у себя изгнанного из земли отечественной. Итак, что же? Ужели это сын Иессеов Давид – человек от человеков, столько преуспел своими подвигами, что весь человеческий род, удаленный от Бога за преступление святых заповедей, снова призвал к Богу и показал ему гадательный смысл столпописания? А кто столпописанием наименует Писание Богодухновенное, тот не погрешит. Или не явствует из самой связи истории, что столько велик Тот, Кто стал вне пределов естества, населил город у иноплеменных Себе, нашел Себе покой в двояком браке, взяв одну супругу из Израильского рода и другую с ложа иноплеменников, так что, если слово о Нем надлежит привести в большую ясность, то Он есть вместе Победитель и Жених. Ибо, как сильный в брани, преодолел имеющего державу смерти, и тем неисчетный народ, содержимый в аде, извел на свободу; а когда народ Израильский по зависти и ревности устремился на убиение Его, удерживается Он по благорасположению иноплеменниками, и у них созидает град, разумею Церковь; и здесь-то утверждает царство Свое Изрекший подчиненным Сауловым: «//отимется от вас и, царствие, и дастся языку творящему плоды его//» [[new:mf:21:43|(Мф. 21:43)]]. В этом-то граде есть несколько и благорожденных Израильтян, по пророческому изречению, в котором сказано: «//в Церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых//» [[old:ps:067:27|(Пс. 67:27)]], ибо начавшее слово веры, проповедники истины, основатели Церкви, разумею учеников и Апостолов, были «//от источник Израилевых. Князи Иудовы//», говорит Пророк, «//владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли//» [[old:ps:067:28|(Пс. 67:28)]]. Сими признаками и указаниями пророчество предъозначает родовые отличия учеников. Между ними и «В//ениамин юнейший, во ужасе//» обученный тайнам, от семени Авраамова и колена Вениаминова, Божественный Апостол Павел. Впрочем, если и повествуется, что Царь имеет в сожительстве Израильтянку, то больше любима им Авигея, с которою сожительствовал сперва обитатель Кармила Навал, по прозванию – «//человек зверонравен//» [[old:1ts:25:03|(1 Цар. 25:3)]], суровый горец, стригущий овец, по смерти которого жена сия сожительствует с царем и делается матерью царей. Итак, надписание псалмопения заключает в себе столько таин, означая победу над людьми, «**от святых удаленными**», и за успехи над иноплеменниками воздвигнутый столп, который начертанными на нем письменами держащимся иудейского неверия служил в укоризну, а спасающимся верою – в путеуказание к добру и в образец. Самые же изречения псалмопения, как мне более кажется, относятся не столько к пришедшему от Давида царю, сколько к самому Давиду, борцу с пороком и делателю добродетели. См. также Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе** И надписание показывает, что смысл псалма есть двоякий, соответствующий как самому Давиду, так и народу соделавшемуся пленным и принужденному жить в земле чуждой; потому что страдания сходны. И те служили Вавилонянам, людям иноплеменным: и Давид, бежав от Саула, жил вместе с иноплеменниками. Должно же знать, что Давид дважды приходил в Геф: в первый раз, будучи почтен за врага, потом подвергшись опасности и притворившись изступленным, был отпущен и спасся бегством; и в другой раз, приобретя доверие жителей Гефа, пребывал у них, наслаждаясь миром. Настоящий псалом написан Давидом, когда в первый раз подвергался он в Гефе опасности. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, о людех от святых удаленных **(о народе, удаленном от святилища)**, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе** Как псалмы имеющие надпись: «разума», сряду поставлены один за другим; так и имеющие в надписи: «в столпописание» псалмы стоят сряду один за другим. Первый из таких есть настоящий псалом. Народом в нем, по мнению //Феодорита//, называет (Давид) народ Иудейский, который, как находившийся в Вавилонском плену, называется удаленным от святилища, то есть, от Иерусалимского храма. Надписывается: «в конец» потому, что содержащаяся в нем о народе иудейском пророчества уже приближались к концу или исполнению. Под народом разумеется народ или просто все люди, удаленные на время от святых мужей, как плененные грехами. В надписи говорится «о людех» вместо: от лица народа. К сему приложена и вторая надпись, именно: Давиду в столпописание и прочее, почему содержание сего псалма двояко. Мы сказали прежде, касательно [[old:ps:083:start|83]] псалма, что Давид, убегая Саула, пришел в страну Гее к царю Анхусу; но поелику узнан был людьми Анхуса, убоявшись сего, притворился юродивым и за свое юродство, быв отпущен царем, чудным образом избавился от опасности, как повествует о том 1-я книга Царств в главе [[old:1ts:12:start|12]]-й. Тогда то Давид написал сей псалом, который не только соответствует тогдашним его страданиям, но и тем страданиям, которые имел испытать после сего народ иудейский. О сем благодеянии Божием, состоящем в спасении жизни его, желая проповедовать всегда, Давид сделал надпись на сем псалме: в столп с надписью, иначе—в неизгладимое писание, каковую надпись он заимствовал по подражанию у тех, которые надписывают некоторые слова на каменных или медных столбах для всегдашней памяти и напоминания. //Григорий Нисский// говорит, что сей псалом может быть произносим и от лица церкви, которая в древности была удалена от святых во время своего идолопоклонства и служила демонам, а теперь избавлена от мысленных врагов чрез родившегося от семени Давидова по плоти (Христа), Который и произвел брань за нас и как бы на столпе написал приобретенную нами победу. Ибо тогда и чести удостоили Его иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него из язычников. Ибо Христос есть тот, Который вышел из пределов Иудеи, составил Себе город у иноплеменников (как Давид, Секелаг) и покоится в сугубом браке, приняв в свой чертог одну из дочерей народа израильского (как Давид дочь Саула), а другую из иноплеменных (как Давид Авигею, жену Навала Кармильского), т. е. церковь из Иудеев и язычников. Сказывается также этот псалом и от лица Христова об Иудеях. //Евсевий//, замечает, что Давид ходил к Анхусу царю Гефскому дважды; в первый раз, когда оставшись один притворился юродивым, и таким образом избавился, а второй раз, когда Анхус просил его и дал ему место Секелаг, где он жил 4 месяца с 600 мужей, с двумя женами и всем семейством своим; как о том свидетельствует 1 Царст. в главе [[old:1ts:27:start|27]]-й. Итак, кажется, что сей псалом изречен Давидом не в тот первый раз, когда ходил к Анхусу и для спасения своего притворился юродивым, по какому случаю написал [[old:ps:033:start|33]] псалом, но во второй раз, когда иноплеменные удержали его в своем отечестве Гефе и почтили его, дав ему, как сказал выше //Евсевий//, место для жительства. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом** Надписание и содержание: В сем надписании заключается, во-первых, материя или содержание псалма: потом творец и превосходство его, как явствует из первой книги Царств, [[old:1ts:24:start|гл. 24]], где пишется, что Давид, бегая от Саула, ищущаго убить его, пришел к Анхусу, царю Гефскому, дабы испросить покровительства его; но иноплеменники приняли его за неприятеля, и у себя яко пленника удержали. По сей причине Давид притворил себе безумие и, сим образом от руки их избавяся, пришел в пещеру некую, где обрел подобных себе несчастных изгнанников до четырех сот мужей. От сея истории извещаемся, что люди, **от святых удаленные**, суть те четыреста мужей изгнанных, кои не могли ходить во храм Божий, но с Давидом семо и овамо скитаяся, укрывалися. Творец и превосходство псалма явствует из оных слов: **Давиду в столпописание**, что значит надпись, на столпе изсеченную для вечныя памяти. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом** По указанию надписания псалом этот имеет отношение к положению Давида, изображенному в [[old:1ts:21:start|1 Цар. 21:11-16]]. Преследуемый Саулом, Давид убежал к филистимлянам, которые однако скоро узнали в нем победителя Голиафа, так что и здесь угрожала ему опасность жизни и только хитростью он избежал смерти. Давид мог молиться словами нашего псалма, после того как гефяне уже схватили его, но еще не отправили к Анхусу. Псалом направлен не только против враждебных филистимлян, но и против Саула и его приверженцев, так как они собственно повергли его в настоящую опасность. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом** По надписанию псалом написан Давидом во время бегства от Саула к филистимлянам в Геф, где узнали в нем недавнего победителя Голиафа, а потому, вероятно, относились к нему подозрительно. Последнее обстоятельство могло побудить Давида притвориться пред ними сумасшедшим (См. [[old:1ts:21:10|1 Цар XXI:10]] и дал.). - //"О голубице, безмолвствующей в удалении"// - указывает или на положение Давида во враждебной стране как одинокого и беззащитного изгнанника, т. е. является кротким, образным выражением, обозначающим тогдашнее внешнее и душевное состояние Давида, или указывает на мотив исполнения - по образу песни, начинающейся этими словами. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, о людех, от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом** В этом надписании указывается: а) на имя составителя этого псалма, б) на то обстоятельство в жизни Давида, которое послужило поводом к составлению псалма, и в) отчасти на его содержание. Составителем этого псалма всегда признаваем был псалмопевец и царь израильский Давид, что и означают слова: **Давиду в столпописание**. Последнее – славянское изречение (в греч., от – то же, что: «или», в лат. tituli inscriptio) преосвящ. Порфирием с греческого переведено также **столпописание**, а потому по-русски и значит не что иное, как надписание над псалмом имени составителя его, каковое есть «Давид». Выражение **столпописание** взято от обычая древних делать для всегдашней памяти на столбе, или на камне, надпись имени победителя или того лица, которое совершило что-либо особенное, важное. Псалом этот можно назвать молитвой, в которой Давид прежде всего изливает пред Богом жалобу свою на врагов, изо дня в день преследующих и угнетающих его [[old:ps:055:02|(ст. 2-3)]]; затем выражает твердое упование на Бога, чрез которое он совершенно освобождается от страха, наводимого на него множеством врагов его, постоянно злоумышляющих против него [[old:ps:055:04|(4–6)]]. В этих чувствах надежды и крепкого упования на Бога, он находит особую причину для прославления Господа. Злоумышляя против Давида, враги его собираются и прячутся, чтобы ближе наблюдать за всеми движениями его, чтобы выждать более удобный случай уловить душу его [[old:ps:055:07|(7)]]. Поражая их гневом Своим, неужели беспричинно, или ни за что, Господь отвергнет их [[old:ps:055:08|(8)]]? Тебе, Господи, говорит Давид, известна вся жизнь моя, и все слезы мои пред Тобою, как бы записаны в книге у Тебя [[old:ps:055:09|(9)]]. Когда я призову на помощь Господа, враги мои обращаются назад, и тут для меня ясно, что Господь за меня. А это и служит мне предметом для всегдашнего прославления Господа Бога [[old:ps:055:10|(10–13)]], Который избавил меня от смерти, очи мои от слез и ноги от преткновения, чтобы я мог благоугождать Ему во свете живых [[old:ps:055:14|(14)]]. Под **людьми, от святых** (т.е. от святыни храма Господня) **удаленными**, Давид разумеет, конечно, себя и всех тех несчастных изгнанников из отечества, которые присоединились к Давиду после того, как он возвратился от Анхуса, царя гефского, у которого думал укрыться от преследований царя Саула [[old:1ts:21:10|(1 Цар. 21:10–11)]], и с которыми он скитался по горам и пустыням палестинским. **От святых удаленные** – это те четыреста мужей-изгнанников, которые не могли ходить в храм Божий, но скитались вместе с Давидом туда и сюда, укрываясь от гонения Саула [[old:1ts:23:13|(1 Цар. 23:13)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]