[<10>] ====== Толкования на Пс. 55:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми** **Помилуй мя Боже, яко попра мя человек.** Говорит это или Давид о Сауле, или кто-либо из святых по причине скорбей, какие имеют они в мире. А нередко и падший наш человек выдерживает трудную эту брань, весь день воюемый и попираемый сатаною. Ибо, хотя псалом упомянул о человеке, однако же дает тем разуметь самого сатану (который в божественном Писании часто называется человеком), или кого-либо из воинствующих с сатаною. Впрочем, прилично это воспеть и язычникам, которые долгое время обольщаемы были сатаною и терпели от него брань по злоумышлению демонов, что Давид яснее дает уразуметь в последующих словах. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты** **«Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми». «Попраша мя врази мои весь день».** Различными врагами изгоняемый, боримый, и как бы попираемый, и непрестанно терпя это, ожидаю Твоего человеколюбия, Владыка. Слова: //«весь день» Симмах// перевел: //всякий день//, т. е. непрерывно, непрестанно. **«Яко мнози борющии мя с высоты».** Не убоялся я, говорит Пророк, благоденствия людей, понадеявшись на которое предприняли они против нас брань. Ибо //«высотою»// дня назвал он благоуспешность в настоящей жизни, временную, однодневную, непрочную, и не далеко простирающуюся. Потом учит, почему не надобно бояться надмевающихся благоденствием. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми** **Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек** Попрал здесь значит то же, что сокрушил; и если это слово сказывается от лица плененного вавилонянами народа, то человеком называется вавилонский царь Навуходоносор; а если сказывается со стороны находящихся во грехах, то человеком называется диавол, ибо так часто называет его и священное Писание, и особенно Исаия [[old:is:31:03|(гл.31, 3)]], по причине плотолюбия и сластолюбия диавольского. Так и Господь в притче о плевелах назвал диавола врагом человеком: враг—человек сделал это [[new:mf:13:28|(Матф. 13,28)]]. А если сказывается от лица Давида, то под человеком разумеется Саул, а слово //попрал// значит //унизил//, как в следующем месте: то не гораздо ли больше тот, кто Сына Божия попирает [[new:evr:10:29|(Евр. 10,29)]], то есть, уничижает. Тот же //Григорий Нисский//: Как во время нечаянного нападения какого либо разбойника или человекоубийцы призывают на помощь друзей, когда не могут избавиться от опасностей, так и здесь (Давид), находясь в борьбе с человеком (а называя человеком, выражает сим много объемлющим словом все страсти природы), призывает помощь свыше, сказывая, что он попирается врагом, и от целодневной брани изнемогает и скорбит: ибо не один тот, кто сплетается с ним бранью, но под одним человеком разумеется все множество врагов. Афанасий: Это говорит в скорбях от мира и каждый святой. //Исихий//: Многократно и наш человек подвергается сей ужасной брани, в продолжении всего дня будучи побораем и попираем сатаною. **Весь день боря стужи ми** (ведет брань и теснит меня) Говорит, весь день вместо: всякий великий день; называется диавол ведущим брань в том смысле, что восстает на меня и докучает мне различными скорбями душевными и телесными. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 2-3 **Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты** Пророк начинает псалом молитвою, испрашивая милости у Бога. Жалуется на Саула и на других премногих домашних врагов, от которых претерпевал неправедное гонение, и когда хотел уклониться от них, впал в другую тяжчайшую напасть у иноплеменников, от которых с превеликим трудом свободяся, еще принужден был, яко изгнанник и нищий, в пещере укрываться. Нарицает прикровенно Саула человеком, дабы противоположить человека Богу, аки бы рекл: к Тебе, о Боже, прибегаю: Ты меня помилуй, понеже человек попирает мя. На небо взираю, понеже от земли презрен есмь, ко Господу взываю, понеже сослужители и раби гонят, и не ныне токмо вред причиняют, но издавна озлобляют, и никогда отдохнуть не дают. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми** //Помилуй меня, Господи, так как я отовсюду окружен врагами, ищущими погубить меня// //"Человек хочет поглотить меня"//. Словом "человек" Давид обозначает филистимлян, среди которых ему пришлось вращаться и которые не могли быть благосклонно настроены к нему, как недавнему победителю Голиафа. Они могли подозрительно относиться к нему и видеть в нем шпиона со стороны враждебного к ним еврейского народа, а потому зорко следили за его словами и поступками. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты** Так молитвенно взывает к Господу Богу псалмопевец, быв угнетен каждый день и со всех сторон преследующими его врагами. **Попра мя** (от слова «попрати» – «попирать, топтать») значит то же, что «сокрушил», или «готов уничтожить меня». **Боря** значит: «нападая, воюя». **Стужи** то же, что «стеснил, замучил». Прося милости у Бога или защиты от врагов, псалмопевец прежде всего говорит здесь об одном, главном враге и именует его человеком, под каковым наименованием разумеет Саула, а не называет его по имени, из уважения к его царскому достоинству и почитая в лице его помазанника Божия. Он жалуется, что враг этот готов «поглотить» (в пер. с евр.), уничтожить его (**попра мя**); ежедневно нападая и преследуя (**весь день** – всякий день – **боря**), докучает и мучит меня различными скорбями душевными и телесными. А далее (следующий стих) говорит он о многих врагах, ежедневно притесняющих его с высоты: **мнози борющии мя с высоты**. Последнее выражение (**с высоты**) различно переводится и объясняется. Но, как более соответствующее и согласное с обстоятельствами положения отношения врагов Давида к этому последнему, нужно принять то объяснение: что враги Давида – сообщники Саула царя занимали высокое положение при дворе царя и потому действовали против Давида со властью и силой непреоборимою, как те враги на войне, которые, занимая позицию на высокой горе, бросают стрелы, или меткие выстрелы, в противников своих, находящихся внизу и лишенных возможности с равной силою отражать эти выстрелы. Таким образом, в этих стихах св. Давид говорит так: помилуй и защити меня, Господи Боже мой, от сильного врага моего, ежедневно нападающего на меня, притесняющего до такой степени, что готов он уничтожить меня. Защити меня и от того множества врагов, которые в сообществе с главным врагом, пользуясь высотою положения своего и сильною властью, ежедневно усиливаются как бы поглотить, уничтожить (**попраша**) меня. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]