[<10>] ====== Толкования на Пс. 55:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть** **О Бозе похвалю словеса моя.** Воюемый врагами, чтобы не потерпеть никакого зла, вооружаюсь, все слова свои обратив в песнопение и принесши в дар Богу, и на Него возлагая упование, чем и отразил я от себя страх всякой плоти. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть** Человек праведный, богобоязненный не страшится людей, потому что надежда его – Бог всемогущий и праведный. В самом деле, что может сделать мне эта плоть, этот человек, который сам во всем так ограничен, бессилен, что не весть, что утре с ним случится? **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть** И когда говорю; украшаю речь свою памятованием о Боге. И когда нападают на меня; твердо надеюсь на Твою попечительность, пренебрегаю нападающих. ===== Евфимий Зигабен ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть** **О Бозе похвалю словеса моя** Выражение //похвалю// взято здесь вместо //сделаю похвальными//, или точнее красивыми: похвальными, говорит, сделаю слова мои, потому что изрекаю песни и славословия Богу. Ибо только то слово бывает красиво и боголепно, которое воспоминает и изрекает славу Богу. Или поелику прежде похвалился, сказав: днем не убоюсь, то теперь исправляет свое слово, сказывая, что Богом, то есть, силою Божиею скажу похвальные или вознесу с похвалою слова мои, согласно с сказанным: кто хвалится, пусть хвалится Господом [[new:1kor:01:31|(1 Кор. 1:31)]]. **На Бога уповах, не убоюся, что сотворить мне плоть** Я, говорит, надеялся на всесильного и живого Бога; а посему не убоюсь тех бедствий, которым подвергает меня плоть, то есть, слабый смертный и страстный человек. Слова //Феодорита//: Плотию называет грубейших и ведущих низкую жизнь людей. //Исихий// плотью называет плотские страсти и удовольствия. Итак, упование на Бога и похоть обуздывает, и врагу человек полагает препятствие и с обеих сторон может доставить безопасность. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть** Показывает откровеннее упование свое, и купно присовокупляет вину упования, показывая, что Бог некогда обещал ему царство, как в первой книге Царств глаголет Самуил о Давиде: //изыщет Господь Себе человека по сердцу Своему, и повелит ему Господь властелину быти над людьми Своими// [[old:1ts:13:14|(1Цар. 13:14)]]. Сие убо обетование было виною упования, и причиною слов сих: **о Бозе похвалю словеса Его**, сиречь обетования, от Бога мне некогда данныя, яко зело истинныя, и вем, яко непременно исполнятся. Сего ради не убоюся, **что сотворит мне плоть?** Что бо сотворят мне гонители и врази мои, кои в сравнении с Богом не что иное суть, разве плоть, сиречь, люди немощные и бренные? **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть** Сначала псалмопевец молится о помощи Божией против многочисленных врагов. Затем он высказывает свою не поколебавшуюся от многих опасностей надежду на Бога, и хвалится дарованным ему обещанием защиты (**словеса**), укрепляясь на котором, он не боится никакого человека. **О Бозе** – утвердившись в Боге, в надежде на Него. **Словеса моя** – слова обетования Божия Давиду, в которых Он обещал ему, что он из борьбы с Саулом выйдет победителем и будет царем; этими словами хвалится псалмопевец; они составляют утешение для него. Как данные собственно ему он называет их своими словами. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть** //Я на Тебя уповаю и верю в действительность Твоего обо мне определения// //"В Боге восхвалю я слово Его"//. Под "словом" разумеется определение Божие относительно Давида, по которому он был предназначен сделаться царем еврейского народа. "Восхвалять" - благодарить, прославлять. Давид благодарит Бога за такое определение о нем не потому, чтобы находил здесь удовлетворение своему тщеславию, а потому, что видел о нем благоволение к себе Господа, почему у него, жившего среди филистимлян, злых врагов своего народа, не колеблется вера в свое спасение: Бог, давший о нем такое слово, не оставит его неосуществленным и, значит, спасет Давида, поэтому-то Давид и говорит: //"не боюсь, что сделает мне плоть?"// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть** См. Толкование на [[old:ps:055:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 55:4]] [<10>]