[<10>] ====== Толкования на Пс. 55:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 9-10 **Боже, живот мой возвестих Тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять, в оньже аще день призову Тя: се, познах, яко Бог мой еси Ты** **Боже, живот мой возвестих Тебе.** С дерзновением, говорит, не стыдясь своей жизни, всю ее поведал я Тебе, а Ты, одобряя ее, не отринул слез моих, но их пред очами Твоими **положил ecu**, подтверждая самым делом обетование Твое, в котором сказано: //еще глаголющу ти, реку: се приидох// ([[old:is:58:09|Ис. 58,9]]). От чего и произошло, что, как скоро услышал Ты меня, враги мои обратились вспять. Почему и говорю: **в онь же аще день призову Тя. Да возвратятся врази мои вспять.** На самом деле постиг и в точности познал я, что не всуе надежда, и что приобрел я помощником Бога. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, живот мой возвестих Тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем** **«Живот мой возвестих Тебе».** Явно для Тебя все, что у меня, дела, слова, помышления. Так перевел и //Симмах//: внутреннее мое изчислено пред Тобою. **«Положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем».** Склонился Ты на слезы мои, говорит Пророк, и исполнил обетования. Ибо давая закон обещал внимать воздыханиям обиженных; сказано в законе: //«иже воздохнет ко Мне, услышу его, милостив бо есмь»// ([[old:ish:22:27|Исх.22:27]]). ===== Архим. Эмилиан Симонопетрит ===== **Боже! живот мой возвестих Тебе: положил ecи слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем** Я возлагаю на Бога свои скорби, свою боль, борьбу, труд, и Бог полагает все это перед Собой, как обещал. Бог обещал успокоение, отпущение, и Он неукоснительно исполняет Свое обещание. Еврейский текст псалма вместо **"скорбь мою"** или **"скорби мои"** говорит **"блуждания мои"**. Псалмопевец постоянно блуждал, как и все люди. Да и чья жизнь не была блужданием? Блужданием с удачами и неудачами, с прохождением от земли к небу, с падениями, болью. Все эти мои блуждания, говорит псалмопевец, я полагаю пред Тобой, Боже мой. Ты вложи их в Свои мехи, как мы влагаем в них сыр и молоко. И как мы довешиваем мехи и наблюдаем, получился ли в них сыр, в порядке ли молоко, так и Ты положи их пред Собой и наблюдай за ними. У меня нет ничего другого, что я мог бы дать Тебе. Итак, я даю Тебе блуждания моего греха, страданий, желаний, горести, несчастий, добровольных мучений и тех свидетельств, которые я приношу всякий день, а особенно всякую ночь. Собери в это в Свои мехи, в Свою чашу и сохрани для того, чтобы, когда я приду туда, ввысь, в иную жизнь, это было бы у Тебя и Ты это все вспомнил. Вот я, Боже мой, вот мое страдание. Что мне остается? Возьми его, **"по обетованную Твоему"**, как Ты нам обещал, чтобы я остался свободным, остался только с Тобой. И далее в еврейском тексте: "Боже мой, то, что я говорю Тебе, то, что я на Тебя возлагаю: мои страдания, боли, скорби, муки, бдения, грехи - все это разве Ты не записываешь в книге Своей? Если нет, тогда что Ты принимаешь от меня? Чего ожидаешь? Если Ты не запишешь этого, то мне больше нечего Тебе дать. Прошу Тебя, запиши это, чтобы Ты потом вспомнил, что Ты должен мне упокоение, спасение, простор". Вопрос показывает уверенность в Боге, доверие псалмопевца Ему. **//Толкование на подвижнические слова аввы Исаии.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже! живот мой возвестих Тебе: положил ecи слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем** Я, говорит, открыл Тебе, Господи, жизнь мою, какую провожу теперь; и Ты смотрел на проливаемые мною слезы в стеснении от бедствий, как Ты обещал и в Своем обетовании смотреть на сие без отвращения, так как давая закон, Бог в рассуждении обижаемого и нищего дал следующее обещание. Если восстенает (в других списках, возопиет) ко Мне; То Я услышу его, ибо Я милостив [[old:ish:22:27|(Исх. 22,27)]]. Некто с //Исихием// присовокупляет и следующие слова, в которых выражено обетование Божие: еще будешь говорить, как скажет: вот Я [[old:is:58:start|(Ис. 58)]]. Также: Сеющие слезами—с радостью пожнут; и еще: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (у Никиты). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 9-10 **Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред тобою, яко и во обетовании твоем. Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову тя: се, познах, яко Бог мой еси ты** Рекши о казни врагов обращается к молитве, и паки просит Бога о помиловании, глаголя: **Боже, живот мой возвестих Тебе**, аки бы рекл: аз со слезами пред Тобою возвестих течение многоболезненныя жизни моея; и Ты, премилосердый и всеблагий Отче, не отврати лица Твоего, но воззри милостивне на слезы мои и ныне, и впредь, **воньже аще день призову Тя**, и якоже обещал еси услышати молящихся со слезами, тако и сотвори: **положи слезы моя пред Тобою**, и услыши мя, да тако **возвратятся врази мои вспять**. Ты, услышав молитву мою, тем докажешь, **яко Бог мой еси Ты**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред тобою, яко и во обетовании твоем** //Мои бедствия исчислены у Тебя и Ты мой Защитник, почему я не боюсь нападений на меня врагов и за посланное Тобою спасение я воздам Тебе мои обеты// Характеристика бдительного отношения Бога к человеку. Все страдания последнего как бы исчисляются Господом (//"исчислены мои скитания"//), Господь хранит их как бы в сосуде: он как бы записывает все, чем незаслуженно обижен человек. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем** **Обетование** на языке Библии означает собственно: «обещание от Бога», а здесь слова: **во обетовании** переведены с еврейского словами «в книге». Псалмопевец, сказав о наказании, угрожающем врагам его со стороны правосудия Божия, обращается опять с молитвой к Богу, в которой исповедует, что он со слезами открыл всю жизнь свою пред Богом, имея в виду то обетование Господне, по которому Господь выслушивает мольбы угнетенных, как о том написано в книге Закона: «//Аще убо //(нищий)// возопиет ко Мне, услышу его: милостив бо есмь//» [[old:ish:22:27|(Исх. 22:27)]], или как сказано у пророка: «//Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се, приидох//» [[old:is:58:09|(Ис. 58:9)]], или еще: «//И помолитеся ко Мне, и послушаю вас//» [[old:ier:29:12|(Иер. 29:12)]]. Значит, в этом стихе псалмопевец молится как бы такими словами: Боже, я со дерзновением всю жизнь мою поведал Тебе, и Ты, выслушав меня, не отринул слез моих, но положил их пред очами Твоими, подтверждая самым делом обетование Твое. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]