[<10>] ====== Толкования на Пс. 55:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых** **Яко избавил ecu душу мою от смерти.** От смерти духовной, то есть, от неведения Бога. **И нозе мои от поползновения,** говорит о грехе, потому что он низвел в смерть. **Благоугожду пред Господем во свете живых.** Ибо, кто избавился от греха и соделался чистым, тот в будущем веке будет благоугождать Господу во стране живых. А избавиться от смерти, освободиться от греха и иметь часть во стране живых, — все это даровано нам пришествием Господним. Потому и надписывается псалом — //столпописание Давиду.// **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых** См. Толкование на [[old:ps:055:12#svt_grigorij_nisskij|Пс. 55:12]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых** Воспользовавшись столькими благодеяниями и преодолев различныя козни, позабочусь о служении Тебе, и изберу такую жизнь, которая и Тебе будет угодна, и мне доставит вечную жизнь и оный свет, какой обещан живущим согласно с законом. Сие же, как сказал я, удобоприменимо и к блаженному Давиду, и к пленникам в Вавилоне. А применимо и к нам, которые терпим много козней от людей и от демонов, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых** **Яко избавил eси душу мою от смерти, очи мои от слез и нози мои от поползновения** Говорит //душу мою//, вместо: //меня// (по распространенному выражению более расширенному) Ты освободил, Господи, от смерти. А если ты думаешь, что он говорит здесь об одной только разумной душе; то под смертью ты должен разуметь грех, который и в прародители—Адам в начале сделался причиною смерти как душевной, так и телесной. Далее говорит: Ты освободил глаза мои от слез и ноги мои от падения, то есть, от пропасти, или сети И ухищрений врагов. А под ногами ты должен разуметь шествие и путь жизни сей. Сии же слова, а равно и—стану благоугождать Господу при свете живых, изъясняются и другим способом в [[old:ps:114:08|114]] псалме, где можешь и видеть. Слова //Дидима//: Поелику умерщвляемому соответствует плач и пролитие слез о нем, а умершего по душе никто другой не оплакивает, кроме самого умершего, то и следует сказать, что, по избавлении души его от смерти, и глаза его освобождены от слез. Далее (Бог) избавил ноги от падения, подвязав под них подставки (сандалия), поднимающие и возвышающие их над землею. А избавляется от прежде означенных бедствий кто либо для того, чтобы, живя и находясь во свете, благоугождать Богу. Ибо кто благоугождает Богу, тот это делает при свете живых; а живет и просвещен тот, кто сделался причастником Бога, Который, будучи жизнь, есть вместе и свет ДЛЯ человеков (в изд. Своде). Еще некто другой: Пришествие Господа доставило нам то, что я избавлен от смерти и освобожден от греха и получил участок в стране живых. **Благоугожду пред Господем во свете живых** Буду, говорит, делать благоугодное пред Богом, доколе вижу света сей, являющийся живым человекам, поелику по смерти благоугождение уже не возможно. Другим образом: свет для живых есть заповеди Божии; заповеди, говорит, Господня весьма светла, она просвещает очи [[old:ps:018:09|(Псал. 18,9)]], также светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим [[old:ps:118:105|(Псал. 118,105)]]. Или можно разуметь и так, что явлюсь благоугодным Богу в вечном оном свете всегда живых праведников. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых** Здесь вкратце исчисляет все Божия благодеяния, показывая, что Бог и душу его избавил от смерти, то есть, жизнь сохранил от предстоящия опасности, которою угрожал ему Саул, или Анхус, царь Филистимский: **и нозе от поползновения**, сиречь от греха, понеже не попустил ему согрешить между толикими искушениями, которыми подстрекаем был или убить Саула, или по крайней мере озлословить. **Благоугождать пред Господем во свете живых**, не что иное означает, как жить, благоугождая Богу во свете жития сего, котораго не имеют мертвые, или жить во свете веры и благодати, которыя не имеют неверные и грешники, дабы наконец достигнуть света славы небесныя, еюже наслаждаются вси возлюбившии Бога. Можно протолковать место сие и о Христе, Который по воскресении из мертвых избавлен был от смерти телесныя, и ныне во веки живет, седя одесную Бога Отца во свете живых. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых** Ходить //"пред лицем Божиим во свете живых"// - значит своими поступками ни в чем не оскорблять и не нарушать велений Господа, руководиться всегда памятованием, что Господь видит, лицо Его обращено к человеку. //"Во свете живых"// можно бы передать "для просвещения живущих", т. е. деятельность человека, согласная с Божественной волей, важна не как только выражение искренности его воззрений, но и как средство религиозно-нравственного просвещения других людей. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых** См. Толкование на [[old:ps:055:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 55:13]] [<10>]