[<10>] ====== Толкования на Пс. 56:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, да нерастлиши, Давиду в столпопиcaниe, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** //Содержание:// Давид, спасаясь бегством от преследующего Саула, с четырьмястами мужей вошел в пещеру, и после того, как отрезал воскрилие ризы Сауловой, воспевает псалом сей [[old:1ts:24:04|(1 Цар. 24:4–5)]]. Но он относится и к тому, что совершено за нас Христом, когда в последние дни, явившись на земле с плотью, отразил от нас тление. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, да нерастлиши, Давиду в столпопиcaниe, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] См. также Толкование на [[old:ps:015:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 15:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В конец, да нерастлиши, Давиду в столпопиcaниe, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** Пророк непрестанно взывает к нам: «**не погуби**», возбуждая нашу душу, предающуюся нерадению, предохраняя и удерживая ее, готовую упасть. Вначале нам нужно небольшое вразумление. Почему? Потому, что каждый человек, даже ленивейший из всех, приступая к делу, показывает сначала великое старание и, с живым усердием и свежими силами, легко принимается за предположенное; но когда мы пройдем большую часть пути, когда усердие наше охладеет, силы наши ослабеют и мы готовы будем пасть, – тогда благовременно является к нам пророк, предлагает нам свое изречение, как бы трость, и говорит: «**не погуби**». И диавол тогда нападает на нас сильнее. Как плавающие по морю разбойники не тогда нападают на корабли, когда видят их выходящими из пристани (какая им польза потопить пустое судно?), но когда корабли возвращаются с полным грузом, тогда они и употребляют все свои хитрости, так и злой бес, когда видит людей, собравших многое, пост, молитвы, милостыню, целомудрие, и все прочие добродетели, когда видит наш корабль наполненным драгоценными камнями благочестия, тогда и нападает, со всех сторон подкапываясь под сокровище, чтобы потопить судно в самом устье пристани и отпустить нас в ту пристань ни с чем. Потому пророк увещевает всех и говорит: «**не погуби**». После такого падения уже трудно снова встать: «//Егда// человек //приидет во глубину зол, нерадит//» [[old:pr:18:03|(Притч.18:3)]]. Падшего в начале мы все прощаем по его неопытности, но тот, кто упал после многих переходов, не легко удостоится прощения или оправдания; такое падение его приписывается нерадению. И не только это бедственно, но и то, что многие соблазняются такими падениями, и поэтому также грех становится непростительным. Зная это, будем слушать пророка и не станем растлевать (жизнь свою) «**в конец**». **//Беседа 3-я на вторую книгу Паралипоменон.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** Избежав первой и второй опасности, Давид, как бы на некоем столпе, в памяти своей написал Божие благодеяние. Тот же и другой псалом отсылает читателей к концу, потому что оба содержат в себе предречение о будущем. Предыдущий псалом предвещал, что будет с народом Божиим, а сей предвозвещает призвание язычников. Приложено же к надписанию: //«да не растлиши»//; и сие открывает нам Давидов помысл. Поелику, имея возможность умертвить Саула, не решился убийством истребить врага и приобрести царскую власть, как бы так сказав сам себе: //«да не растлиши»// добродетель непамятозлобия (ибо говорит: //«да не будет мне еже нанести руку мою нань, яко христос Господень есть сей»// [[old:1ts:24:07|(1 Цар. 24:7)]]; то справедливо к надписанию присовокупил: //«да не растлиши»//, показывая тем, какими помыслами водясь, не умертвил неприязненнаго ему. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец. Да не растлиши **(не погуби)**. Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** Когда Давид, находясь в тесных местах, так называемого Енгадди, скрывался там в одной пещере, то в ту же самую пещеру вошел и Саул, как мы сказали в надписи [[old:ps:033:01#evfimij_zigaben|33]]-го псалма. Когда же он избавился от сей опасности чудесно, по сему случаю написал настоящий псалом. На нем он сделал заглавие, подобно как на предыдущем сему: в столпе с надписью — по той причине, которая изложена нами прежде. И он также надписывается //к концу//, потому что содержащаяся в нем пророчества о церкви из язычников, имели придти к концу или в исполнение. Слово //не погуби//, должно читать одно отдельно. Ибо в ту ночь, в которую Саул спал в пещере, Давид, подойдя к нему с обнаженным мечем, тайно отсек у него край верхней его одежды, размышляя часто в себе о сем слове: не погуби, чем укротил гнев свой и не умертвил Саула. А св. Григорий Нисский говорит о том иначе, то есть, что Саул, войдя в пещеру (которая была столе велика, что вмещала в себе 400 избранных Давидовых воинов), войдя, говорю, Саул внутрь для исправления некоторой надобности (так и Писание говорит: και εισηλθε Σαουλ παρασκευασασθαι [[old:1ts:24:04|1Цар. 24,4]]). (А Акила перевел: Вошел Саул для испражнения; Иосиф: для естественных извержений) снял с себя верхнюю одежду (διπλοιδα) и положил ее на одно место не далеко от себя, тогда как Давид и воины его, скрывавшиеся во внутреннейшем и темном месте сей пещеры, увидали при свете в устье пещеры, что это был Саул. Посему воины Давида хотели умертвить его, так как сам Бог предал его в руки их, если бы Давид не запретил им, сказав, что беззаконное дело умерщвлять, царя, который был помазанник Господа. Впрочем Давид, обнажив меч, подошел тихо сзади Саула и отсек полу верхней одежды его, чтоб иметь ее во свидетельство, так что Саул не мог видеть, или заметить сего по причине темноты пещеры. Итак, Давид не только победил гнев свой, но и не позволил одному из воинов своих, кипевшему к нему гневом, умертвить его, произнесши (к нему) сие достопамятное слово: не погуби помазанника Господня. Писание не говорит сего слово в слово, но быть может, изъяснители взяли сие из преданий, ибо упомянутое слово сказал Давид не тогда, когда Саул вошел в пещеру, но когда, находясь на одном холме, называемом Ехела, спал в закрытой своей колеснице, водрузив копье в землю у головы своей, а народ составлял около него ополчение. Ибо тогда Давид, взяв с собою Авеесу, пошел туда ночью и вошел в полк, где спал Саул и народ спал около него; а Авесса, видя, что ни Саул не заметил прихода их, ни воины его, сказал Давиду следующее: Господь заключил теперь врага твоего в руках твоих; посему я поражу его в один раз копьем своим насквозь до земли, так что не повторю удара. На сие Давид Авесса сказал: не погуби его, ибо кто поднимает руку на Христа Господня и останется безвинным? (Смотр. [[old:1ts:26:08|1Цар. 26,8)]]. Посему то случаю Давид написал настоящий псалом, дабы открыть, что он имел столь великое упование на Бога, что не верил спасению своему чрез погибель и смерть врагов своих и особенно Саула, но надеялся иметь совершенную безопасность в Боге и при жизни их и при охранении их со стороны самого Давида. Далее мысль (заглавия): столп с надписью — есть та, что должно иметь таковое изречение начертанным во владычественной способности души, как бы на некоем столбе, так чтобы в подобных случаях, когда какое либо обстоятельство возбуждает нас к гневу и отмщению оскорбителю, читая в уме возбраняющее убийство сие повеление, мы смягчали гнев долготерпением. Посему память душевная есть столп, а начертания в ней суть примеры добрых дел. Этот псалом относится и ко Христу, Который, пришедши к концу веков на землю, прогнал от нас погибель. Посему и в надписи псалма сего он поместил сие выражение, которое сказал тогда с тою целью, чтобы с одной стороны показать, каким образом он укротил гнев свой, с другой — дать совет каждому не погублять незлобия и долготерпения своего. Впрочем, должно заметить, что Давид сочинил псалом сей уже тогда, когда вышел из пещеры вон, а [[old:ps:141:start|141]]-й псалом составил, когда находился в самой пещере и был в опасности, потому что в передней части пещеры находился Саул, а во внутреннейшей сам был заключен; почему и сказал в нем: погибло бегство для меня и нет ищущего (спасения) души моей. Некоторые (быть может Златоуст) совокупляя: слово — в конец — с словом: не погуби, изъясняют это так: поелику многие, сделав начало хорошее, не продолжают его до конца, то Дух Святый, указывая на (сию) добродетель Давида, говорит: до конца не погуби; буде всегда таким же, чтобы мог получить столп с надписью и вечный памятник... Ибо в начале мы не много нуждаемся в ободрении. Почему так? Потому что всякий человек, хотя бы был из числа самых ленивых, когда намерен взяться за дело, в начале показывает великое усердие... а когда пройдет большую часть пути, и живость ревности увянет... тогда благовременно является нам пророк с словами: до конца не погуби. Ибо тогда уже диавол поднимает самую сильную бурю.... и мы обыкновенно прощаем тому, кто пал в начале (борьбы) за неопытность его; но когда кто, совершив много подвигов, побежден; то не легко удостаиваем его прощения (у Никиты). Некто безыменный изъяснитель говорит, что Давид сочинил сей 56 псалом, когда находился в пещере Одолламской (о чем пишет в [[old:1ts:22:start|22]] главе 1Цар., [[old:2ts:23:start|23]]я 2Цар. и [[old:1par:11:start|11]]я 1Паралипоменон), а [[old:ps:141:start|141]]-й псалом сочинил, когда находился в пещере Энгаддовой. Но вернее говорит Кир-Евфимий, потому что мысль его подтверждается св. Писанием в [[old:1ts:24:start|24]]-й гл. 1 Царств, которая хотя упоминает о пещере Одолламской, но не говорит, что и Саул ходил в нее. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** Надписание и содержание: История, по случаю которыя псалом сей написан, обретается в первой книге Царств, [[old:1ts:24:start|гл. 24]], где повествуется, что Давид, бегая от Саула с некоторым числом верных ему, скрылся в пещере Енгаддовой, и когда Саул в ту же пещеру по случаю вшел, то Давид во внутренности оныя укрывающийся, будучи убеждаемый от своих к убийству Саула, не токмо не восхотел того сделать, но и с презрением совет их отвергнул. Из сея истории извещаемся, что содержание псалма сего подобно содержанию псалма предыдущаго. В надписании нет ничего темнаго, кроме онаго слова, да не растлиши, коего знаменование неизвестно. Блаженный Августин и Иероним толкуют оное о титле креста Христова, котораго Пилат не восхотел переменить по прошению Иудеев. //Феодорит// и //Евфимий// толкуют о Давиде, который не хотел убить Саула, хотя и мог неповинно то сделать. Некоторые мнят, что Давид о себе здесь просит Бога, дабы не попустил ему убиту быть от Саула. Некоторые наконец утверждают, что сим словом означается мусикийское оружие, на котором псалом сей пет был. При толиком различии мнений всяк своему разсуждению да последует. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** Освободившись хитростию из рук филистимлян, Давид убежал в Одолламскую пещеру [[old:1ts:22:01|(1 Цар. 22:1)]], чтобы скрыться от Саула; наш псалом содержит мысли и чувства, наполнявшие тогда сердце Давида (кажется, вечером, пред отходом ко сну). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** Псалом написан Давидом во время пребывания в пещере. Вероятно, здесь разумеется Одолламская пещера, где спасался Давид по возвращении от филистимлян на родную землю от продолжавшихся преследований со стороны Саула [[old:1ts:22:01|1( Цар XXII:1)]]. "Не погуби", отвечая просительному содержанию псалма, в то же время указывает на мотив песни, по образцу которой должен быть исполняем псалом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** Надписание это, составляющее стих 1 псалма, заключает в себе различные изречения, почти не имеющие между собой никакой взаимной связи. Первое из них, **в конец**, много раз уже объяснено было раньше, в предыдущих псалмах. Второе – **да не растлиши** по-русски переведено: «не погуби». Разными толковниками различно объясняется это речение, но самое близкое к истине, по нашему мнению, будет то объяснение его, которое наиболее согласно с библейским повествованием ([[old:1ts:24:start|1 Цар. 24]] и сл.), упоминаемым в том же надписании. Именно, царь Саул, преследуя Давида, подошел однажды к большой пещере, где укрывался тогда и Давид со своими людьми. Не зная о пребывании здесь Давида, Саул вошел внутрь пещеры, снял с себя верхнюю одежду и положил ее на одно место, недалеко от себя, тогда как Давид и воины его, скрывавшиеся во внутреннейшем и темном месте этой пещеры, увидели при свете, у входа в пещеру, что вошедший в пещеру был сам Саул. Поэтому воины Давида, думая, что Сам Бог предал в руки им Саула, хотели умертвить его. Но Давид запретил им это, сказав, что беззаконное дело умерщвлять царя, который был помазанник Господа. Но тут же Давид, обнажив меч, подошел тихо сзади Саула и отсек полу (**воскрилие**) верхней одежды его, лежавшей на земле, чтобы иметь ее во свидетельство, так что Саул не мог ни видеть, ни заметить этого, по причине темноты пещеры. Итак, Давид не только победил гнев свой, но и не позволил ни одному из воинов своих умертвить Саула, сказавши им это достопамятное слово: «//не погуби помазанника Господня//». Хотя Писание не говорит об этом буквально, но толковники, или изъяснители его, вероятно, взяли сказание это из преданий, потому что упомянутое слово Давид произнес не тогда, как вошел в пещеру, но когда Саул, находясь на одном холме, называемом Ехелаф [[old:1ts:26:03|(1 Цар. 26:3]], [[old:1ts:26:07|7–9)]], спал в закрытой своей колеснице, водрузив копье в землю близ головы своей, а народ составлял около него ополчение. Давид, подойдя ночью с Авессою к самой колеснице спавшего Саула, не был замечен никем из всего его ополчения, и на предложение Авессы поразить Саула одним ударом его же копья сказал: не убивай его, яко кто простирает руку свою на Христа Господня и не повинен будет! По этому случаю Давид и написал этот псалом, имея целью показать, что он имел столь великое упование на Бога, что не верил тому спасению, которого можно достигнуть чрез погибель врагов своих, особенно же Саула, но надеялся иметь совершенную безопасность в уповании на Бога, при жизни тех врагов и при охранении их со стороны самого Давида (Зигабен, в подстрочном примечании [7, с. 439]). Объяснение следующих слов надписания: **Давиду в столпописание** см. в объяснении надписания предыдущего [[old:ps:056:start|55-го]] псалма. Слова: **внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру** – понятны из того, что выше сказано о пребывании Давида и Саула в пещере. В этом псалме, как и во многих других, св. Давид прежде всего просит помилования у Господа Бога, выражая вместе с тем свое твердое и постоянное упование на Него и непоколебимую уверенность в Его покровительстве и милости к себе (ст. 2). Высказав далее свое намерение обратиться с молитвенным воззванием к Богу, объявляет, что Господь, всевышний Благодетель его, уже явил новую милость к нему, послал помощь Свою с неба и спас его от врагов жестоких и зверонравных, попирающих его права и свободу в такой степени, что он не может уснуть спокойно, без смущения (ст. 3–5). Затем краткой речью прославив Бога и опять указав на козни врагов, располагается всем существом своим исповедать славу Божию по всей земле, прославить милость и истину Его между всеми народами (ст. 6–12). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]