[<10>] ====== Толкования на Пс. 56:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помилуй мя Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** **Помилуй мя Боже, помилуй мя**. Давид приносит песнопение Богу от лица человечества. **Яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся**. Божественному Писанию обычно крилами называть назирающую Божию силу, по сказанному: //колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]]. Посему, на Твою помощь имею надежду. **Дондеже прейдет беззаконие,** то есть, пока не будут изъяты от среды и сатана, и с ним лукавые силы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** Как близки эти слова святого пророка душе страждущей и угнетенной! Отовсюду ныне для христианина бедствия – и от явных врагов, и от лжебратий. Кто защитит служителя Христова ныне? Только Господь. На Господа Единого мы уповаем. Пусть отойдут от нас все человеческие поддержки, лишь бы с нами остался Господь! Это самое главное для нас. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Помилуй мя Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** Да будет в устах твоих чаще это моление Давида. Но с молитвою Давида имей и его упование. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Помилуй мя Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** Будучи заключен в пещере и врагов видя заключенными, Пророк возвещает Божие милосердие, и обнаруживает, какое упование имеет на Бога. Сению крил, как неоднократно было объясняемо, называет Божию попечительность; а двукратное испрашивание помилования указывает на чрезмерность опасности. Слова: //«дондеже прейдет беззаконие»//, //Акила// перевел яснее: пока пройдет злоумышление, а //Симмах//: пока пройдет обидчик. Итак, говорит Пророк, не перестану умолять, пока не избавлюсь от злоумышляющих. Ибо злоумышляющих, как дело их беззаконно, семьдесять наименовали беззаконием. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя** Двойное здесь помилуй меня, выражает напряжение и пламенность молитвы Давида. Я, говорит, не надеялся ни на кого из людей, но только на одного Тебя; посему помилуй меня, столько надеющегося на Тебя и столь неправедно гонимого Саулом. Слова //Феодорита//: Удвоение (прошения) милости показывает чрезвычайность опасности. //Дидима//: Приудвоение сие означает, что мы имеем нужду в милости Божией и в сей и в будущей жизни. **И на сене крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** Тенью крыл Давид изображает покров Божий и промысл Его, по изъяснении //Феодорита// и //Афанасия//, о каковом мы говорили в [[old:ps:016:08|16]]-м псалме при изъяснении слов: под кровом крыл Твоих укроешь меня. Беззаконием называет ухищрение, как перевел Акила. Итак, он говорит, что я, Господи, буду надеяться на покров крыл твоих, доколе не пройдет ухищрение видимых и невидимых врагов моих, иначе—буду надеяться на Тебя до смерти, ибо тогда только пройдет всякое ухищрение видимых и невидимых врагов, когда душа выйдет из тела и пойдет к Богу, чтоб быть увенчанной. //Григория Нисского//: Грех, по своей природе, не постоянен и скоро преходящ, так как он и в начале не произведен вместе с тварью основателем и осуществителем всего и не может пребывать в существах непрерывно. То, что из небытия приведено в бытие, в бытии и пребывает всегда; а что находится вне сущего, чего сущность не заключается в бытии, но имеет существование в том, что оно не есть благо, то подобно кровельной траве, неукорененной, не посеянной и не возделанной. Далее под тенью Божественных крыл, служащих нам вместо покрова, если кто будет разуметь добродетели, тот не погрешит. Ибо само Божество, каково оно по своей природе, для человеческой природы недоступно и непостижимо и по своей неизъяснимости возлетает далеко выше разума человеческого. Но некий отпечаток сей неизреченной природы начертывается в зрителях ее посредством оттенка добродетелей. Так, например, всякая мудрость, благоразумие, знание и всякий путь способствующего к разумению изобретения не суть самые божественные крылья, но самая тень Божественных крыл. Слова //Дидима//: То, что беззаконие проходит, показывает, что оно временно. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие** Давид в пещере молится к Богу об избавлении себя от гонения Саулова, и сим прообразует Христа, Иже утаив Себе в вертепе под образом раба, сый Господь всех, молится об избавлении тела Своего, сиречь церкви, от гонения сатаны и служителей его. Аки бы рекл: милосердый Боже, избави меня от искушения, и отврати опасный сей случай, при котором я бедствую, и Саул наветующий мне. А как упование на Бога есть наилучший способ ко испрошению милости, понеже Бог не лишает помощи всех уповающих на него, сего ради глаголет – **на сень крилу твоею надеюся**, аки бы сказал: я не токмо доселе уповал на Тя, но и пребуду в сем уповании во всякое время. Сие же будет дотоле, **дондеже прейдет беззаконие**, сиречь, **Дóндеже** возимеет конец беззаконная ненависть врага моего. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** Он настойчиво молит о помощи Божией, которую Господь тем более окажет ему, что он (**яко**) на Него, на защиту Его (**сень крылу**) против враждебной злобы (**беззаконие**) полагает всю свою надежду. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** **На сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.** Буквально: доколе не окончится беззаконное преследование Саула. Пока не изъяты будут из среды сатана и с ним лукавые силы, доколе не кончатся времена беззакония, то есть доколе не просветится мир чрез апостолов верою во Иисуса Христа. Сему соответствуют стихи[[old:ps:056:05| 5]], [[old:ps:056:11|11]], [[old:ps:056:12|12]]; так в лице Давида вопиет Господу Церковь Ветхозаветных. [[old:ps:056:09|Ст. 9.]] //Востани слава моя//, слава вместо славословие. [[old:ps:059:07|Пс. 59:7.]] //И юдоль жилищ размерю.// Населю пустыню, то есть пустынную страну Израильскую; следовательно, обещает возвратить из плена. [[old:ps:059:09|Ст. 9.]] //Ефрем крепость главы моея// - укрепление власти моей; ему особенно приписывается сила. [[old:ps:059:10|Ст. 10.]] //Моав коноб// (сосуд) //упования моего.// По Афан., моавитяне, народ прежде безбожный, возложат надежду на Бога. [[old:ps:059:11|Ст. 11.]] //На Идумею простру сапог мой.// По Афанас., пройду по Идумее, или: Идумея покорится мне - говорит об обращении язычников. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие** //Я взываю к Тебе, Господи, о помощи, находясь среди врагов, дышащих против меня злобой; я верую, что Ты спасешь меня, за что будь превознесен над всею землею!// **"В тени крыл Твоих я укроюсь"**. Изображение попечительной заботы Господа о своем праведнике; как под крыльями наседки птенец всегда найдет верную защиту, так и Господь печется и сохраняет преданных Ему. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие** **Сень** значит: «тень». Выражение: **на сень крилу Твоею надеюся** – означает уверенность псалмопевца в Божием покровительстве к нему. Проникнутый этой уверенностью, он говорит: я надеюсь укрыться под тень Твоих крыльев и тем защититься от предлежащих мне бед и опасностей. Словами **дондеже прейдет беззаконие** псалмопевец выражает твердость и постоянство в своем уповании на Бога, которое не прекратится дотоле, пока не прейдет, не окончится беззаконная ненависть к нему врагов. Удвоенное испрашивание у Бога милости, или помилования, указывает, с одной стороны, на чрезмерность опасности со стороны врагов, а с другой – опять выражает высшую степень уверенности Давида в покровительстве Божием к нему, в каковой уверенности он взывает: помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя: в тени крыл Твоих я укрывался, под непрерывным покровительством Твоей всемогущей силы и Твоей благости я находил всегда защиту от напастей и козней вражеских и помощь от бед, и в этом уповании на Твой непрестающий Промысл и попечение о мне я пребуду навсегда, доколе не пройдут все беды, происходящие от беззакония врагов моих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]