[<10>] ====== Толкования на Пс. 56:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою** **Посла с небесе и спасе мя.** Ясно проповедует о снисшествии Господа. **Даде в поношение попирающая мя,** то есть, мысленные сопротивные силы. Посему, окажи благодеяние, чтобы с дерзновением можно было сказать мне, что с небес призирал Ты на нас, и наши дела исправил, а дела врагов привел в поношение. Или говорит о том спасении, каким спасен в пещеры, когда враг был в его паче власти, хотя и пощажен им, что конечно и обратилось в поношение спасенному, как напрасно злоумышлявшему против спасителя. **Посла Бог милость Свою и истину Свою.** Милость и истина Отчая — Сын. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр** **«Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающия мя».** Издавна сподобив меня Своего промышления, достойными смеха соделал врагов моих. И история показывает, что, когда Саул встал, Давид последовал за ним, и издали объявил ему о благодеянии, какое оказал ему ночью, то есть, имея его в руках, не нанес ему удара. Весьма же великим поношением было сие для спасеннаго, который преследовал войною спасшаго. **«Посла Бог милость свою и истину Свою». «И избави душу мою от среды скимнов».** Воспользовавшись справедливым человеколюбием, избавился я, говорит Пророк, от зверской жестокости врагов; потому что подобно львам напали на меня, намереваясь растерзать. Истину же присовокупил к милости, показывая тем справедливость человеколюбия. **«Поспах смущен».** //Феодотион// перевел сие так: //спал с истребляющими//; //Акила//: //с пожирающими//; а //Симмах//: //с пожигающими//. Посему Пророк справедливо был смущен, окруженный такими людьми и принужденный среди них спать. Ибо Саула назвал он и истребляющими, и пожигающими, и скимнами, выражая тем зверство его души и склонность к убийству. Сие яснее открывает в следующих словах. **«Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр»**. Назвав их скимнами, кстати упомянул и о зубах, уподобляя их копьям и стрелам, и язык – изощренному мечу. А всем этим означает убийственные их замыслы. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 4-5 **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр** **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя** Бог, говорит, послал силу с неба и избавил меня; ибо я избавился не человеческим пособием от бедствия, которое имело постигнуть меня, когда я скрывался в пещере. Далее—Бог предал поношению врагов, которые уничижали меня, поелику бывшие при Сауле воины, узнав о случившемся, что Саул один пошел в пещеру и не умерщвлен Давидом, были весьма посрамлены сим поступком Давида и оказались достойными смеха. Некто говорит: Спасением Давид называет здесь то, когда он спасся в пещере, когда особенно имел врага в своей власти, и когда власть погубления его им обращена на противное, так что гонимый на смерть, получив всю возможность заколоть своего убийцу, пощадил его, что и обратилось в бесчестие так (милостиво) спасенному, как напрасно злоумышлявшему на своего спасителя. //Hисский// согласно с //Афанасием// говорит, что сие пророчество, в высшем смысле проповедует о пришествии Господа на землю; не старейшину и не ангела Отец послал с неба, но самого Господа, Который спас нас посредством тени, которую послал с высоты в сию долнюю жизнь, то есть, посредством осенившего в облаке духа, и попиравшие нас прежде, то есть мысленные противные силы, ныне напротив поставил наряду с поносимыми. **Посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов** Сказав прежде просто, что Бог послал, Давид теперь говорит, что Он послал. Здесь надобно заметить, что Давид во многих местах истиною называет правду, как и теперь здесь, поелику правда постигается из истины. Итак, Бог послал милость свою, чтобы помиловать меня, а правду свою— для осуждения тех, которые поступают со мною неправедно. Скимнами, иначе молодыми львами, называет воинов Саула, как мужественных и сильных, и как жестоких и кровожадных, каковы и скимны, или львенки. Можно притом сии слова разуметь и в отношении к христианской церкви, говорящей, что Отец послал Сына своего и спас меня погибающую, предав бесчестию попиравших меня прежде демонов. Осуществленная милость и ипостасная истина есть Сын; ибо, помиловав нас погибавших, Сын сделался человеком, Который сам сказал: Я есмь Истина [[new:in:14:06|(Ин. 14,6)]]. Сверх того в означенном смысле правды и по словам ап. Павла Он был для нас премудрость от Бога и праведность, освящение и искупление [[new:1kor:01:30|(1Кор. 1,30)]]; почему под скимнами мы должны разуметь в таком случай демонов. Согласно с сим пишет //Феодорит//: Истину совокупил с милостью; показывая сим праведное человеколюбие. //Афанасий//: Милость и истина Отца—Сын, то же говорит и //Дидим// и //Eвceвий//. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 4-5 **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр** **Посла с небеси милость и истину**, аки две руки или два крила: **милость**, еюже спасе мя, и **истину**, сиречь правосудие, имже врагов моих посрамил, и чрез то избавил душу мою (жизнь мою) от сонма врагов, кои лютостию своею подобны были львам, и коих зубы и языки прободали сердце на подобие оружия и мечей изощренных, так что я не мог спокойно спать, ощущая содрогание от единаго воображения лютости их. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр** Несомненно, Господь помогает мне (прош. вр., так как будущее вера представляет уже как бы наступившим), сохраняет на мне Свою милость и верность обетованиям в великой моей опасности (**от среды скимнов**). Велика она; с опасением я ложусь отдохнуть, и враги мои, хотя они слабые только сыны человеческие, жестоки (**зубы**) и сильны в клевете. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою** Господь пошлет **милость Свою и истину Свою** - два свойства, часто указываемые вместе для определения отношений Бога к человеку. **Милость**- Его снисхождение, **истина** - верность своим обетованиям относительно судьбы праведников, почему Он защищает и покровительствует последним, а таким и был Давид, незаслуженно гонимый от Саула. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр** Здесь псалмопевец говорит, что Господь Бог послал Свою помощь с неба и спас его, предав поношению, или посрамлению, врагов, угнетающих его. Саул и воины его, желавшие погубить Давида, были посрамлены, когда Давид показал им с горы отрезанный в пещере край одежды Сауловой. Но еще прежде сего, когда Саул окружил войском своим пустынную гору Маон, в которой укрывался Давид, и когда последний находился в крайней опасности впасть в руки Саула, Божественный Промысл послал к Саулу вестника с уведомлением, что иноплеменники со многочисленным войском напали на землю Израильскую, вследствие чего Саул принужден был оставить преследование Давида. Вот в этом и состояла помощь Божия, ниспосланная Давиду с неба, и об этом спасении он и говорит в 4-м стихе. Далее он говорит, что Господь послал милость Свою, чтобы помиловать его, каковая милость и состояла в той же ниспосланной с неба помощи, – послал Бог и истину Свою, или, что то же, правду, или праведный суд, для осуждения и наказания тех, которые неправедно и беззаконно с ним поступали. По изъяснению св. отцов, под именем милости и истины в таинственном смысле нужно разуметь здесь воплощенную милость и ипостасную истину в лице Христа Спасителя, Сына Божия, Который, помиловав погибавший род человеческий, сделался человеком и Сам о Себе сказал: «//Я есмь истина//» [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Затем псалмопевец еще говорит, что Господь, помогая ему, избавил душу его **от среды скимнов**, т.е. от пребывания его между столь злыми людьми, которые по зверскому нраву уподоблялись **скимнам**, или молодым львам. Находясь в близости с такими зверонравными людьми, я не мог, говорит он, спокойно спать: гонимый врагами и злыми людьми, я не имел покоя даже и во сне – **поспах смущен**, – мой сон был тревожный. Я постоянно чувствовал себя окруженным как бы дикими зверями, но это были не звери, а люди, **сынове человечестии**, настолько, однако же, злобные и коварные, что зубы их были как **оружия и стрелы, и язык** их был так ядовит и опасен, **как мечь остр**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]