[<10>] ====== Толкования на Пс. 56:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя** Хотя для нашего спасения снисшел Ты на вольное истощание, и был послушлив даже до смерти, однако же паки взыди на небеса, потому что восшедши всю землю исполнишь славы Твоей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя** Повсюду должно песнословить Тебя, Который, хотя и представляешься живущим на небе, но и всю землю наполняешь славою. Сие сказал и блаженный Аввакум: //«покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля»// ([[old:avm:03:03|Авв.3:3]]). Сказано же: //«вознесися»// вместо: покажи всем людям высоту Твою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя** Покажись, говорит, Господи, высоким и небесным и для тех, как изъясняет Феодорит, которые не знают Тебя; и пусть пройдет по всей земле величие Твое посредством чудес, которые Ты производишь! //Афанасий// и другие принимают сие за слово о Христе, Который, совершив таинство вочеловечения, взошел опять на небеса, с которых сошел, а слава Его посредством проповеди евангельской прошла по всей земле. Другой говорит (быт может //Кирилл//): Слыша это—вознесись—не подумай, что он просит, чтобы у Бога сделалось прибавление высоты; ибо Он не имеет нужды в славе; Бог имеет высочайшую славу. Но здесь означает особенно способ славословия превозносящих Его святых ангелов. А по подобию небесной он желает, чтобы слава Его возносилась и по всей земле: как говорит, познают Тебя высоким небесные ангелы; так да будет благохваление Тебе и по всей земле; пусть все веруют во имя Твое. Слова //Феодорита//: и блаженный Аввакум сказал подобное тому: покрыла небеса добродетель Его и хвалы Его полна земля. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя** Слыша праведнаго и святаго мужа, прибегающаго к правосудию Божию, требующаго отмщения, и глаголющаго, **вознесися на небеса, Боже, и** да будет **по всей земли слава Твоя**, да не удивляемся. Ибо когда помыслим о несносной дерзости людей нечестивых, и о их гордости, с каковою они презирают долготерпение Божие, и с каковым Он снисходит нечестию их, то увидим, что сие не без причины сказано. Бог по всей справедливости должен защищать Свое пресвятое имя, должен возставать и возноситься на высоту, дабы низложить оную высокую кичливость надменных людей, которые не меньше Ему Самому, как и праведникам ругаются. И потому Он не может и не должен терпеть безчестия, причиняемаго ими **славе** Его. Сего ради прилично Пророк желает и просит Бога распространить **славу** Свою, дабы все познали и восхвалили правосудие Его. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя** Покажи, Боже, против них Твое могущество и величие (**вознесися**), превышающее небеса, накажи их таким блестящим образом, чтобы сведения о них распространились по всей земле. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя** Спасение Давида при таких тяжелых обстоятельствах не может быть достигнуто обыкновенными человеческими усилиями, а потому избавление от них является делом самого Господа, за которое Он должен быть превознесен не только по всей земле, среди людей, но и //"выше небес"// - выше видимого звездного мира, там, где постоянное присутствие Бога и Его ангелов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя** По связи с предыдущим мысль этого стиха может быть выражена так: люди в нравах своих настолько унизились, как бы так говорит Давид, что уподобились зверям, и в таком звероподобном состоянии доходят до того, что забывают Бога, Творца и Судию всего мира; но Ты, Господи, покажи им Свое величие и Свою славу: вознесися на небеса, Боже, – «будь превознесен выше небес» (пер. с евр.), т.е. покажи Себя, Господи, высоким и небесным для тех, которые не знают или забыли Тебя, и да будет на всей земле слава Твоя, т.е. пусть пройдет по всей земле слава чудес, которые Ты творишь! Св. Афанасий Великий, а вместе с ним и другие св. отцы в словах этого стиха видят пророчество о Христе Спасителе, Который, совершив на земле дело спасения людей, вознесся на небеса, откуда Он и сошел, и слава Его, посредством евангельской проповеди, разнеслась по всей земле [3, с. 191; 6, с. 262]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]