[<10>] ====== Толкования на Пс. 56:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Востани слава моя, востани псалтирю и гусли; востану рано** **Востани, слава моя.** Славою своею называет пророчественного Духа. **Востани, псалтирю и гусли.** Псалтирем именует душу, а гуслями называет тело. **Востану рано,** ощутив мысленный свет, восстану на песнопение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 9-10 **Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех** **«Востани слава моя, востани, псалтирю и гусли».** Наконец сам себе повелевает сложить Божественную песнь. Славою же своею называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями – себя, как соделавшагося орудием Духа. **«Востану рано». «Исповемся Тебе в людех Господи, воспою Тебе во языцех».** Не теперь только и не одно сие песнопение принесу Тебе, говорит Пророк; но, когда возсияет истинный свет, разсеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданнаго дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Востани слава моя, востани псалтирю и гусли; востану рано** И здесь Давид называет славою, по словам //Феодорита// и //Афанасия//, духовный дар, псалтирью—душу, а гуслями—тело, по тем причинам, которые мы видели в [[old:ps:032:01|32]], [[old:ps:042:01|42]] и [[old:ps:048:01|48]] псалмах. Итак, Давид возбуждает себя к пению и прославлению Бога, Благодетеля своего и духом и душею и телом, при чем прилагает, что он будет вставать для прославления Бога по утру рано. Или это—рано—означает скоро и без отлагательства до другого времени. Слова //Афанасия//: Это—пробужусь рано, поставлено вместо того, что я, когда буду проникнуть чувством умственного света, по просвещению чрез наитие Святого Духа, пробужусь к пророчествованию и прославлению Тебя псалмами. //Феодорита//: Не только, говорит, теперь буду приносить Тебе песнопение; но и тогда, когда истинный свет воссияет и рассеет глубокую тьму неведения и когда, как чрез Свое явление нам во плоти и возрождение и воссоздание всех языков(народов) банею пакибытия, явит нам ожидаемый день, я сделаюсь для них учителем ликования и их языками, как бы некими струнами, буду петь благодарственное песнопение. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано** Понеже рекл, //воспою и пою,// то дабы сие порядочно в действо произвести, не муз призывает, якоже творят языческие стихотворцы, но Духа пророчествия, егоже вдохновением воспевал таинственныя песни во славу Бога. И как утреннее время зело способно к богомыслию и хвалению Бога, сего ради востав заутра возбуждает псалтирь и гусли, глаголя: **востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано**. Славою нарицает язык, яко орудие, созданное для прославления Бога, а чрез **псалтирь и гусли** разумеет не одни мусикийския орудия, но паче самую душу и мысли. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано** К такому прославлению псалмопевец вслед за тем возбуждает свою душу (**слава**; [[old:ps:007:06|Пс. 7:6)]] и даже свои музыкальные инструменты, заявляя, что он в самое раннее утро (знак великой радости) начнет такое прославление, и что он не только в тесном кругу своих ближних будет прославлять Бога за Его неизреченную милость, но и пред всем светом; пусть же Господь скорее только и величественнее явит эту милость! **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано** **Славою** своею, по словам блж. Феодорита и св. Афанасия Великого, Давид называет здесь пророчественный дар Святого Духа; **псалтирью** же, в переносном смысле, называет свою душу, а **гуслями** тело, всего себя как соделавшегося орудием Духа Божия [6, с. 263; 3, с. 193]. Слово **востани** по-русски переводится: «воспряни». Воспряни, **слава моя** – этими словами псалмопевец как бы старается возбудить в себе пророческое вдохновение, а вместе с тем он возбуждает и всего себя, воспряни,** псалтирю и гусли** (музыкальные орудия), чтобы всем существом своим воспеть таинственные песни во славу Бога. **Востану рано** – этими словами выражает готовность, при всяком пробуждении, или проявлении в душе его умственного света, при духовном просвещении, чрез наитие Святого Духа встать к пророчествованию и прославлению имени Божия псалмами. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]