[<10>] ====== Толкования на Пс. 57:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпопиcaниe** //Содержание:// Настоящий псалом имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше же сказать, с ясностью излагает, какой был конец восставших на Спасителя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание** Как тот псалом имел превосходство пред другими псалмами, так этот имеет преимущество пред тем, который имеет превосходство пред прочими. И о победе сего псалма свидетельствует надписание: "**в конец**". Но мне кажется, в рассуждении сей победы слово свидетельствуется не столько поражением противников, а напротив того, более обилием благ. Надписание же читается так: «**в конец, да не растплиши, Давиду в столпописание**». Сколько раз об этом подвижник великодушия Самим Подвигоположником провозглашается, что он увенчан за сию победу! А, может быть, и сам Дух Святый нередко чудесным образом приемлет на Себя сей глас, так как оный выше сил человеческих и выходит из пределов естества. Ибо сказать подобное сему свойственно только естеству бесплотному и невещественному, которого не касается ни одна из человеческих немощей. А кто человек, кому по естеству существенна раздражительность, – и тот терпит зло от неполучившего ни малейших поводов к злу, даже от удостоенного многих и великих благ, тем самым, кому оказал добро, из за пустого начальства, за сделанное в его же пользу, доводится до пресельничества, принужден стать беглецом из собственного дома, до смерти гонимый облагодетельствованным, по трудности жизни переходя с места на место, вселяется в пустынях, укрывается на вершинах гор, выпрашивает себе убежище у иноплеменников, бедствует от недостатка в самом необходимом для жизни, многое терпит, живя под открытым небом; неоднократно бывает в опасности утратить жизнь от гонителя, который однажды стремился из своих рук убить его копьем, даже дом, в котором жил, чтобы не избежать ему смерти, занял своими оруженосцами; потом всюду разведывал, у кого поселился, чем питается, где теперь, к кому переходит. И когда терпевшему все это двукратно представлялся удобный случай убить врага: Саул, однажды в пещере неосмотрительно впадал в руки Давиду, а в другой раз в шатре погружен был в сон, Давид же стоял над спящим и убийством гонителя мог вполне удовлетворить своему гневу; тогда и сам он не поднял руки, и порывающемуся на умерщвление говорит: «**да нерастлиши**». Вот изречение, подлинно свойственное Богу, – изречение, воспрещающее губить человека! Поэтому, как делающие явственные на камнях надписи, глубоко вырезывают очертания букв, много раз водя резцом по изображениям; так Дух Святый на столпе нашей памяти приводит в большую ясность и видимость сие важное для нас изречение, чтобы письмена сии, ясно и неслитно в нас отпечатленные, могли быть прочитываемы во время страданий. Сие-то, думаю, было целью в домостроительств Святаго Духа – предшествовавшие преспеяния святых мужей поставить в путеводство жизни тем, которые будут в последствии, так как подражание приводит нас к равному и подобному благу. Ибо когда душа готова отмстить огорчающему, и кровь в предсердии кипит от раздражения на оскорбившего; тогда воззревший на этот столп, какой воздвигнут Давиду Духом Святым, и прочитавший на нем слова, какие Давид изрек о намеревавшемся убить его, без сомнения, утишит в душе смятение помыслов, усмиряя страсть желанием подражать в подобном деле. См. также Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание** И сей псалом заключает в себе ту же мысль; потому что описывает лукавство Саула и лживость слов его. Не раз поклявшись прекратить вражду, нарушал он клятву, и старался уловить Давида. Прилагается же опять к надписанию: //«да не растлиши»//; потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, да не растлиши, Давиду, в столпописание** Настоящий псалом, по словам //Афанасия//, имеет одно содержание с предстоящим ему и следственно и написан божественным Давидом в след за ним; почему и получил одинаковую с ним надпись, которой изъяснение можешь видеть там. Слова //Григория Нисского//: Опять присовокуплено: «Да не растлиши». Поелику, как бы имея его в своих руках (Давид Саула), не захотел убить его и не только сам не поднял на него руки, но и (другому), усиливавшемуся убить его, сказал: не губи. Это, очевидно, как бы некий Божий глас, возбраняющий погубление сего человека. Посему как значительнейшие люди, делая на камнях начертания, вырезывают глубоко посредством ваяния чертежи букв, часто водя по исчерченным местам резцом; так и Дух Святый посредством частого повторения более и более ясно и открыто в памяти нашей как на столби начертывает сие великое изречение, чтобы сделавшись напечатленным в нас ясно и неслитно, во время страданий сие писать могло быть читано нами и чтобы мы, взирая на оное как бы на столп терпения, не поддавались и не ослабевали. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание** Надписание: В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, Давидова песнь златая. Сия надпись протолкована выше. Содержание: Давид, укоряя оклеветавших его пред Саулом, просит Бога, дабы защитил его, и пророчествует о их падении. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание** Псалом этот по характеру своему сходен с предыдущим и последующим псалмами (поэтому и надписание их одно и то же, **да не растлиши**); подобно им, он также, кажется, относится ко времени Саулова гонения. Саул и придворные его считали Давида узурпатором, преследование его признавали справедливым против него судом, себя же фактически – судьями (ср. [[old:2ts:24:13|2 Цар. 24:13)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание** Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов ([[old:ps:057:04|4-5]] ст.), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание** Это надписание, составляющее 1-й стих псалма, объяснено при рассмотрении и объяснении предыдущих [[old:ps:055:start|55-го]] и [[old:ps:056:start|56-го]] псалмов и в переводе с греческого читается так: «В конец. Не погуби. Давиду, в столпописание». В этом псалме Давид, изобличая оклеветавших его пред Саулом, называет их сынами человеческими, творящими неправду и всякое беззаконие, по развращению сердца – грешниками от самого рождения, пребывающими во лжи и заблуждении от утробы матерней [[old:ps:057:02|(ст. 2–4)]], сравнивает злобу и ярость их с ядом змия и аспида, не поддающегося волшебным заклинаниям волхвов и обаятелей [[old:ps:057:05|(ст. 5–6)]], с зубами и челюстями львов; при чем угрожает им казнью от Бога и, предсказывая им погибель, сравнивает ее с водою разливающеюся, с луком, поражающим насмерть [[old:ps:057:08|(ст. 8)]], а также с воском, льющим от солнца, и с терновым кустом, сгорающим от упадающего на него огня [[old:ps:057:09|(ст. 9–10)]]. В противоположность им указывает на участь праведника, который возрадуется при виде награды, уготованной за праведность, и праведного суда Божия, проявляющегося на земле [[old:ps:057:``11|(ст. 11–12)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]