[<10>] ====== Толкования на Пс. 57:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои** **Ярость их по подобию змиину.** Яростью называет душу, о которой говорит, что она подобна змию в раю, под личиною дружелюбных слов внесшему смерть. А поелику иудеи, подобно сему говоря: //Равви,// и: //Учителю,// и: //вемы, яко от Бога пришел eси,// и произнося подобные тому слова, совещались предать Христа на распятие, то по сему самому изображены в подобии змия. **Яко аспида глуха и затыкающаго уши своя.** Не змию только можно уподобить их, но аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей и потом отложить свою ярость. Говорит же это, потому что иудеи, по слову Исаии, //отягчили слух свой,// чтобы не слышать им словес Господних [[old:is:06:10|(Ис. 6:10)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 5-6 **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра** Их раздражительность подобна ярости отца лжи, этого первого змия, «**яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра**». Ибо свойство этого зверя таким заметили мудрые в этом, а именно, что, воспылав яростью, задерживает в гортани дыханье и не движется от задержания в себе воздуха, раздуваясь как мех, так что напрасными и недействительными остаются все каким либо естественным противодействием смягчающие зверей средства, какие изобретены мудрыми в подобном сему. А сим Пророк дает разуметь, что сердце одержимых пороком, когда учители предлагают им врачевание, остается непослушным. //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра** **«Ярость их по подобию змиину».** В памятозлобии и злокозненности подражают они змию. **«Яко аспида глуха и затыкающаго уши свои:» «иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра».** Затыкают уши подобно аспиду, который делает сие обыкновенно от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленнаго так называемым мудрецом. Ибо премудрым Пророк назвал здесь в несобственном смысле тех, которые заговаривают зверей, как именование сие употребляется в изречениях: //«мудри суть, еже творити злая»// ([[old:ier:04:22|Иер.4:22]]); и: //«где премудр? где книжник»// ([[new:1kor:01:20|1Кор.1:20]])? Так называет их Писание не как истинно мудрых, но как по мнению некоторых таковыми признаваемых. Поелику блаженный Давид, хотя много убеждений делал Саулу, называл себя рабом, а его господином и царем, и самыми делами доказывал, что не желает смерти его, однакож не убедил Саула прекратить вражду: то весьма прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои** **Ярость их по подобию змиину** Историки говорят, что змей, разгневавшись на кого либо из людей, не оставляет никогда своей ярости, доколе не причинит зла сему человеку, или сам ускорит себе смерть, как говорит //Григорий Нисский//. Такой то, говорит, ярости злых подобна ярость упомянутых врагов моих, как всегда враждебная мне. //Нисский// говорит: не сказал просто: οθεως потому что (Саул) как бы не сего зверя изображал в себе, но с прибавлением (к слову: οθεως) члена: του, каковое гадательными сими изображениями указывает на первообразное зло. Ибо древний оный змий, обманувши Еву, притворился имеющим сладкую и дружескую беседу,... а в сердце своем составлял беззаконие и к делам присовокупил неправду и таким образом причинил смерть. Справедливо говорится и о Сауле, что он по сердцу был таков же, то есть, по виду ярости был подобен прежде сказанному змию, по причине лицемерия и притворной своей беседы; ибо, называя Давида сыном и поклявшись, что не будет преследовать его, приготовлял ему смерть. Так, по словам //Афанасия//, и Иудеи, говоря: равви и учитель, также: знаем, что Ты от Бога пришел, умыслили предать Христа кресту. **Яко аспида глуха и затыкающего уши свои** Давид переносит здесь уподобление ярости к аспиду, говоря, что ярость прежде сказанных врагов его подобна ярости аспида, который не глух по природе, но нарочно делается глухим, почему и присовокупил, что он сам заграждает у себя уши, а за сим сказывает и время, когда он делается глухим. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 5-6 **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра** Пророк, далее продолжая свою жалобу, во-первых, описывает лютую злобу врагов, которая подобна была злобе ядовитых змиев. Потом яснее изображает хитрость и коварство их, уподобляя глухим аспидам, которые на **глас обавающих** затыкают **уши свои**; аки бы сказал, что они суть не из простаго рода змиев, но хитростию своею превосходят даже и самых хитрейших аспидов, знающих, как предостерегаться от наветов волхвователей. Ибо под именем премудраго в сем месте разумеется человек, искусный в волшебной науке, или очарователь зверей. Впрочем, истинно ли то, или баснословно, что повествуется о аспиде, затыкающем уши свои, дабы не слышать обавателя, – сие не относится к сущности псалма. Ибо Давид берет здесь подобие от вещи, как о ней простые люди мнят и повествуют, ниже похваляет такого рода людей, но паче охуждает. Господь во Евангелии хотя и взимал подобия иногда от судии неправеднаго, который //ни Бога не боялся, ни людей не срамлялся// [[new:lk:18:02|(Лк. 18:2)]]; иногда от строителя лукаваго, который раздав имение господина своего, многих другов себе приобрел [[new:lk:16:03|(Лк. 16:3)]]; иногда от человека, который, нашед сокровище на селе чужом, немедленно купил его, дабы одному сокровищем оным воспользоваться [[new:mf:13:44|(Мф. 13:44)]], – однако не похвалил Господь ни неправды судии, ни лукавства раба, ни хитрости сребролюбца. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои** Вслед за тем Давид изображает лично враждебных ему противников людьми, которым злоба так сказать прирождена, которые ядовиты, как змеи, и ожесточены, как аспиды, глухи к заклинаниям преследуемой невинности. **Ярость** с евр. «яд»; LXX вместо образа употребили означаемое этим образом злобное, страстное состояние духа (ярость – ядовитые люди). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра** //Эти судьи - нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям// Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои** См. Толкование на [[old:ps:057:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 57:04]] [<10>]