[<10>] ====== Толкования на Пс. 57:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли** **Убо есть Бог судия им на земли.** Речение **«убо»** употреблено вместо речения «подлинно». **Убо есть Бог судия им.** Исповедуют, что подлинно праведен произнесенный на них Божий суд. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли** Речение: //«убо»// (ἄρα) употреблено здесь в смысле утвердительном. И Пророк говорит, что всякий, видя, как живущий злочестиво подвергается наказанию в сей жизни, исповедует, что Бог есть, что Он назирает все, что ни делается, премудро всем управляет, и праведным уделяет соразмерные их трудам плоды, а избравших противное наказывает и налагает на них достойныя их казни. ===== Евфимий Зигабен ===== **И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли** Каждый, говорит, благоразумный и доброжелательный, видя, что обижаемый человек помощью Божиею победил своего обидчика, рассуждая о том в самом себе, скажет: следовательно есть польза человеку от правды, так как по истине помощь Божия и наказание от Бога обидчиков его есть для него плод; следовательно праведник упражняется в добродетели не напрасно; и следовательно есть Бог, который и в настоящей жизни судит их, то есть, как других людей, так и того самого, который так мыслит и чрез сие рассуждение делается пламеннее и ревностнее в добродетели. Некто говорит: Частица: αρα здесь есть положительная, а не означающая сомнениие или вопрос, не есть выражение колеблющегося, но уверенного и верующего и как бы исповедующего, что праведный имеет плодом любви своей к Богу—пощаду от Него и попечение. Ибо когда он защитником своим Богом спасается, а грешник за него наказывается; то следовательно есть плод праведнику. Посему - αρα здесь тоже, что ωντος сказываемое по уверенности и утвердительно, а не с сомнением. А выражение: судящий их—иные изъясняют и относят к праведникам, то есть: Итак, есть Бог, Который и здесь судит праведников, помогая им и защищая их, а равно наказывая и осуждая злых, неправедно поступающих с праведными (у того же). Слова //Феодорита//: Это αρα —здесь решительное. Он говорит, что, видя жившего в нечестии еще в сей жизни наказуемым, всякий сознается, что Бог есть, и что призирает на дела и, мудро управляя всем, праведным воздает приличные плоды, а на избравших противное собирает наказания и низведет казни. Слова //Златоуста//: Итак, хотя и есть здесь плод праведнику, впрочем прилично выражается сомнительно—не утверждая. Ибо и праведники здесь не все находят плоды трудов своих, то есть, воздаяния. Из слов сих явствует, что отец сей принимает союз αρα за означающей сомнение и недоумение. Впрочем, быть может, первый союз: αρα употреблен не решительно и в виде вопроса: ли, а второй—утвердительно, вместо: итак. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли** То есть: когда нечестивые наказаны будут, тогда и **праведник** возвеселится, и всякий человек, видящий сие, скажет, что ежели правда некоторый плод приносит, как и по истине приносит, – то плод оный есть самый величайший, потому что Бог, верховный всех Судия, не оставляет грешников без наказания, а **праведников** без награждения. Он судит и тех и других, то есть, как злых, так и добрых: добрым воздавая должныя почести за их добродетели и за претерпенныя бедствия, а злым – должныя казни за их злодеяния; **убо есть Бог судяй им на земли**. Имя **земли** ясно изображается для того, что нечестивые люди, почитая счастие за божество, господствующее в мире, заключают владычество Бога в одном токмо небе. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли** Давид же и всякий праведник возрадуется в виду такого наказания врагов его и такой победы (умовение рук в крови побежденных) и торжественно заявит, что на земле есть Праведный Бог. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли** Гибель нечестивого укрепит в людях сознание, что //"есть Бог, судящий на земле!"//, что побудит их держаться правды и бороться с нечестием, ожидая защиты и подкрепления от Бога, бодрствующего над землею. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли** Изречения этого стиха представляют заключение или следствие из предыдущих стихов. Праведник верил в силу добродетели и во всемогущество Бога, управляющего и судящего во всем мире – на небе и на земле, а потому и надеялся на помощь Божию. И вера его оправдалась, упование оказалось не напрасно: нечестивые наказаны, а праведник, видя их наказанными, а себя защищенным от всех их наветов и козней, восторжествовал и возвеселился. И всякий человек, смотря на это, или видя наказания нечестивых и награды праведным, скажет: да, есть плод от веры и добродетельной жизни, и есть Бог, есть и праведный суд Божий не только на небесах, но и на земле, награждающий праведных и воздающий нечестивым за их нечестие и беззакония. Итак, блажен, стократно блажен гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конец его служат предначинаниями вечного веселия и покоя, он шествует по земле как герой и как победитель вступает во врата неба, множество гонителей своим тщетным преследованием, своей злосчастной участью довершают его торжество. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]