[<10>] ====== Толкования на Пс. 58:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Изми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя** **Изми мя от враг моих, Боже.** Молится об избавлении от врагов чувственных и мысленных. Ибо они, поступая беззаконно, возненавидели его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 2-7 **Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи: без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град** Но благовременно будет изложить кратко мысль, заключающуюся в псалмопении, именно следующую. Пророчество делит речь свою на две. Одна от всего человеческого рода обращена за нас к Богу; другая Приявшим за нас страдание произносится нам. Посему изреченное за нас таково: «**изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя, и от делающих беззаконие, и от муж кровей, которые уловиша душу мою, нападоша на мя крепко**», не потерпев от нас ничего худого. Ни в чем не погрешил я против них; не учинено нами во вред врагам никакого беззакония, которым бы и огорчились они. «**Без беззакония**» было первое мое течение. Но вот все, как что было, говорит Пророк, «**виждь, и вонми посетити**»: не отлагай по человеколюбию отмщения погрешившим, «**да не ущедриши**», продолжает, «**вся делающыя беззаконие**». Потом влагает речь в уста высшему лицу, и как бы от лица Внявшего молитве говорит, что враги сии «**возвратятся на вечер**» (а это не иное что значит, как то, что изгнаны будут во тьму кромешную; потому что "**вечер**" – начало и матерь тьмы), и «**взалчут яко пес**» (у кого нет напутия ко спасению, тех по необходимости будет сопровождать бедствование от глада благ: так взалкал в аде богач, лишенный Божественного орошения; и как не заготовил себе такового блага, то сгорал пламенем). Но «**и обыдут град**», говорит Пророк. А это, кажется мне, дает разуметь нечто подобное следующему. поелику все ненужное и негодное к употреблению живых, будет ли это труп, или что повредившееся, или какой зловонный гной, выбрасывается вне города; то около сего находятся голодные псы, питающееся выбрасываемою из города нечистотою. Писание, научая сим различию между живущими добродетельно и порочно, означает сие загадочным представлением города, благоприличный и упорядоченный образ жизни называя городом, как бы населяемым добродетелью. А противоположный добродетели порок изображает тем, что вне города, где отыщется всякий грех, который есть какое-то зловонное извержение из образованной жизни, составившееся из гнилых тел и скверного гноя. Поэтому житель города есть нечто великое и досточестное, подлинный человек, первоначально вложенные в естество черты отпечатлевший в себе жизнью; пребывающей же вне города есть пес, а не человек. Таким образом, по всему видно, как надлежит отличать пса от такого человека, каков он должен быть по естеству, и отличать не по наружному устройству тела, но по разности в жизни. Ибо обитатель доблестного города подлинно есть человек. А кто прилагает старание о зловонном непотребстве и о домогающемся излишестве любостяжании, которое иной назовет в собственном смысле гноем, или о других видах порока; тот, вне оного града блуждая и пресмыкаясь окрест его, сам о себе вопиет, что он пес, из Божья подобия претворившийся в естество псов. Под псами же, без сомнения, разумеешь первороднаго пса, этого плотоядца и «//человекоубийцу//»), как называет его Писание [[new:in:08:44|(Ин.8:44)]]. //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Изми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя** Справедливо прошение Пророка; потому что испрашивал избавлении от враждовавших неправедно. Потом описывает намерение врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 2-3 **Из ми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя** Восстающими Давид называет устремлявшихся на умерщвление его, каковы Саул и бывшие с ним воины, а сверх того, по словам Афанасия, и побуждавшие их к тому демоны. Одних и тех же он называет и делающими беззаконие и мужами кровей (кровожадными); так как беззаконное дело ухищряется против невинных и не сделавших зла; а муж кровей, который с удовольствием убивает других и проливает крови. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 2-5 **Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи: без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь** Давид, чтоб лучше призвать Бога на помощь, описывает насильственное превозможение врагов. Ибо под именем востают означает не токмо дерзость, или стремительное нападение, но и силы, которыми они превозмогали, угнетая его. В следующем 3 стихе жалуется на неправедную и беззаконную лютость врагов. Потом обоя совокупляет во едино, – то есть, что он и сил не имеет к сопротивлению, и без всякия вины своея претерпевает столь тяжкое и жестокое нападение. Ибо хотя и не без греха был, однако в разсуждении Саула изъемлет себя от всякия вины, и таким образом невинность свою суду Божию препоручает, которая безсовестными клеветами у людей помрачена была. Аки бы сказал: что бы люди ни говорили обо мне, и как бы ни клеветали на меня, но я неповинен; я хранил, сколько возможно было мне, закон человеколюбия во все течение жизни моея, и сколько возможно, исполнил долг человечества. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–4 **Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи** **Врагами и востающими** на него псалмопевец называет тех, которые устремлялись на умерщвление его, каковыми были Саул и его военачальники. Их же называет он и делающими беззаконие и мужами кровей, или, что то же – кровожадными, готовыми на пролитие человеческой крови. Изливая на них жалобу пред Богом и прося у Него защиты и избавления от них, Давид говорит: избавь меня, Господи, от врагов моих – от тех, которые делают беззаконие, беспричинно преследуя человека, не сделавшего им никакого зла, и не только они, говорит, преследуют меня, но по зависти и злобе ищут моей души, чтобы, уловив как добычу, умертвить меня. Вот, они уже и уловили было меня, и умертвили бы, если бы не помощь Твоя, Господи, они напали на меня, как крепцыи, как сильные на слабого, но за что напали? Была ли и есть ли хоть какая-нибудь основательная причина для их нападений на меня? Н**иже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи** – т.е. они ловят меня, как преступника, **соделавшего беззаконие**, или проступок, но такового я не знаю за собой – ни **беззакония**, ни греха против них или против закона у меня нет, а потому нет и причины или повода нападать им на меня. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]