[<10>] ====== Толкования на Пс. 58:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** **Вонми посетити вся языки.** Молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены. **Да не ущедриши вся деляющии беззаконие.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** См. Толкование на [[old:ps:058:02#svt_grigorij_nisskij|Пс. 58:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** **«И Ты Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки»**, Усмотрев безгрешность в едином Сущем от него по плоти и предузрев духом неистовое на Него востание единоплеменных иудеев, Пророк умоляет Господа сил и Бога Израилева оставить иудеев без призрения, обратить же всю промыслительность на язычников и озарить их светом Боговедения. А возвестив сие язычникам, предрекает и наказания иудеям. **«Да не ущедриши вся делающия беззаконие»**. Поелику пророческими очами узрел крест, и как бы слышал глаголющаго Господа: //«Отче, отпусти им» грех: «не ведят бо, что творят»// ([[new:lk:23:24|Лк.23:34]]); то, гнушаясь чрезмерностию нечестия, умоляет о том, чтобы не было им прощения. Потом предвещает будущее оскудение у них духовной пищи. ===== Евфимий Зигабен ===== **И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** **И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки** Силами Давид называет здесь чины ангелов, которых Творец есть Бог. Или Богом сил называется несколько пространнее вместо: сильный, или подателе силы. Итак, Давид сими словами молит Бога о посещении всех народов чрез вочеловечение Сына Его; ибо предузнал о сей тайне посредством пророческого дара Святого Духа. Другой: Чрез Христово вочеловечение посещены все народы. Посещал Бог и в древности земнородных, но посещение сие относилось только к Израилю. А божественная и небесная проповедь протекла по всей поднебесной; так как в одном месте о святых Апостолах написано: по всей земле разнесся голос их. //Златоуст//: Христос желает, чтобы Отец Его Господь сил и Бог израильский явился и увидел победу, при которой корысти и добычи, приносимые Им от уверовавших в Него язычников, то есть, от спасения язычников и чтобы таким образом посетил сих язычников подаянием Св. Духа и отвратился от Иудеев. Ибо сие то означает прибавление: не ущедри всех делающих беззаконие, так как не никоторые только из них беззаконны, но все, хотя и думают, что они сохраняют закон. **Да не ущедриши вся делающыя беззаконие** Не будь, говорит, Господи, сострадателен ко всем делающим беззаконие, нераскаянным и неисправляющимся, каковы Саул, Анна, Каифa и демоны, но накажи их, дабы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов, опасаясь, чтоб не подвергнуться тому же: ибо художник, то есть, благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется [[old:pr:22:03|(Притч. 22,3)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** Сообразует слова стремительному нападению врагов, дабы Бог так же потщился ускорить ему на помощь, как и они належат на его гибель. Но дабы паки приобресть благоволение пред Богом, нарицает Его Свидетелем и Судиею невинности своея. Употребляя глагол //виждь//, не то означает, аки бы Бог, закрыв Свои очи, доселе не видел бедствий его (ибо чрез сие обидел бы Бога): но присвояя Богу чувство зрения, объемлет верою, что от промысла Его ничто не скрыто, и потому удостоверяет себя, что и скорби его, купно с невинностию, и злоба врагов Богу известны. Таким образом, чрез глагол //виждь//, все дело свое предоставляет на испытание Божию суду. В следующих за сим словах молитву свою сильнее продолжает, и, во-первых, ублажает Бога новыми именами, нарицая Его **Богом сил и Богом Израилевым**, из коих первым безпредельную силу Его превозносит, а другим особенное Его попечение, которое имеет Он яко Отец о сынах Своих и о всей церкви. Замечательно и оное местоимение: **Ты**, аки бы сказал, что Богу не меньше невозможно оставить должность судии, как и отрещися Самого Себя, или забыть существо Свое. Когда же просит Бога посетить все **языки**, то не потому, аки бы желал, чтоб сведение невинности его во все народы распространилось, но он умословствует от большаго к меньшему, аки бы сказал: ежели де внешние нечестивые народы мстящей руки Божией не избегают, то кольми паче не избежат страшнаго суда Его внутренние враги, которые, под видом братския любви, озлобляют благочестивых и возмущают покой, утвержденный Богом в церкви. Итак, намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог силен усмирить и привесть в порядок не только малочисленное сонмище нечестивых, но и весь мир наказать за грехи. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** Пусть Бог Всемогущий (**Бог сил**), страж завета (**Бог Израилев**), придет ему на помощь и безпощадно истребит всех беззаконных язычников. Выражение **вся языки** подавало повод многим толковникам утверждать, что псалом этот направлен против языческих народов, например, Селевкидов; но очевидно, что Давид мог Саула и его придворных за их нечестие назвать язычниками, так как они нарушили завет и беззаконничали как язычники. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** //Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках за мною; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние// "Народами", которых Давид молит Бога наказать, называются далее "нечестивые беззаконники". Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа - язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие** Обращаясь к заступлению Божию и желая испросить Его помощь, Давид называет здесь Господа Бога Богом сил, т.е. всесильным, всемогущим, власть и сила Которого беспредельны и во власти Которого находятся все народы, и Богом Израилевым, т.е. Таким, Который имеет особое попечение о Своем народе и Своей Церкви. Тебе, говорит он, Господи, достаточно обратить внимание на все народы (**вонми посетити вся языки**), чтобы они получили, по Твоему правосудию, должное возмездие: и тогда не воспользуются щедротами и милостью Твоею: **да не ущедриши вся делающыя беззаконие**, или, как говорит в другом псалме: «//Аще беззаконие назриши, Господи, Господи, кто постоит//» [[old:ps:129:03|(Пс. 129:3)]]. Если же не избегнут праведного прещения Твоего все другие нечестивые народы, тем паче не избежать строгого суда Твоего тем беззаконникам, которые в среде Церкви Твоей оскорбляют и притесняют благочестивых и тем нарушают мир Церкви. По мнению св. Афанасия, словами этого стиха «Давид молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены» [3, с. 195] **да не ущедриши вся делающыя беззаконие**. А по мнению блж. Феодорита, Давид видит в этих словах распятие Христово и, гнушаясь чрезмерностью нечестия, умоляет о том, чтобы христораспинателям не было прощения [6, с. 269]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]