[<10>] ====== Толкования на Пс. 58:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 12-13 **Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи, Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине** **Не yбий их, да не когда забудут закон Твой.** Молится, чтобы не был совершенно истреблен от людей род восставших на Господа. Просит же, чтобы лучше были они рассеяны и жили в пленении **за грех уст их, и за гордыню их.** **И от клятвы и лжи возвестятся в кончине.** Да соделается, говорит, всюду известною кончина их за хулы, какими злословили Тебя, говоря ложь о славе Твоей. **Кончиною** же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А //слава// его — подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители Закона, явление Ангелов, все это кончилось вдруг по умерщвлении Господа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи** Ибо говорит: «**не убий их**», но "**низведи я**" с высоты неверия на гладкую равнину Богопознания. Так и поступили великий Павел и Иоанн Креститель, – Павел, низлагая «всяко возношение взимающееся на разум Божий» [[new:2kor:10:05|(2 Кор. 10:5)]], а Иоанн, по пророчеству Исаии [[old:is:40:04|(Ис. 40:4)]], уравнивая и сглаживая всякий холм и всякую гору, надменную величавость порока доводя до самоуничижения и невеличавости добродетели. //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи** **«Не убий их, да не когда забудут закон Твой».** Умоляю, говорит Пророк, не подвергать их конечной гибели; потому что многие из них уврачуются врачеством покаяния. А //«в смерти несть поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе»// [[old:ps:006:06|(Пс. 6:6)]]? Посему, какое же угодно Тебе наложить на них наказание? **«Расточи я силою Твоею, и низведи я, Защитниче мой, Господи».** Разсей их по целой вселенной, соделай скитальцами и пресельниками; потому что составили против Тебя злое совещание. Какое же именно, извещает о том Пророк. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не убий их, да не когда забудут закон Твой; расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи** Заметь, читатель, долготерпение и милосердие пророка Давида, которому должен подражать и ты. Он просит не о том, чтоб умерщвлены были враги его, опасаясь, чтобы, быв погублены преждевременно, после смерти совершенно не забыли о заповедях Божиих, поелику кто умирает, уже забывает божественный закон; в (состоянии) смерти никто, говорит, не поминает Тебя [[old:ps:006:06|(Пс. 6:6)]]. Но он просит, чтобы рассыпаны были везде мысленные враги его и чтобы, быв низвержены с высоты гордости своей, смирились, ибо сие означает речение: низведи, а чрез смирение образумились бы и исправились. Таково Давидово прошение к Богу! Но Бог судил праведно: неисправимых и нераскаянных иудеев Он умертвил ножом римлян, а тех, которые имели исправиться и раскаяться, заставил бежать и таким образом исполнил сии молитву пророка Давида. Слова //Нисского//: Из сих слов мы научаемся, что истребление людей не будет для того, чтобы дело Божие, истребляясь и переходя в небытие, не сделалось бесполезным, но вместо людей погибнет грех и обратится в ничто. Ибо грех рта их, как говорит далее, и слово уст их— гордость и проклятие и ложь по причине гнева при кончине существовать не будут; а по уничтожении бытия их, познают, говорит, что Бог владычествует над Иаковом и над концами земли; ибо когда нигде не останется зло, тогда, без сомнения, царствующий во многих грех изгнан будет вон. //Афанасия//: Молится, чтобы род восставший на Господа, не вовсе был истреблен из числа людей, а вместо того просит, чтобы за грех рта их и за гордость свою были рассыпаны и жили лучше в плену. И действительно по словам другого изъяснителя не все иудеи убиты и уничтожены между людьми, но хотя остались и существуют, впрочем так, как низверженные и низведенные с того достоинства, которым почтены были от Бога в древности. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не убий их, да не когда забудут закон твой: расточи я силою твоею и низведи я, защитниче мой, Господи** Сими словами Пророк подает нам пример к терпению. Люди часто воображают, что ежели Бог не вдруг истребит врагов их, то они навсегда избегнут рук Его: но Давид научает, что Бог с намерением мщение Свое надолго отлагает. Ибо ежели бы вдруг и в едину минуту всех нечестивых истребил, то вскоре был бы забвен закон милости Его. Итак просит Бога, дабы Он не убил, но разсыпал их. Чего ради? Дабы нечестивые люди, угнетаемые бедностию и злостраданием, семо и овамо скитаяся, не забывали закона Его. Сие яснее изображает в другом члене, глаголя: **расточи я силою Твоею, и низведи я**. Ибо желает, дабы низвержены будучи с высоких степеней достоинства, и как бы поверженные к ногам, непрестанно представляли пред очи всех зрелище гнева Божия. А дабы удобнее мог получить просимое, то при конце стиха показывает, что он не о себе токмо печется, но и о благе общем. Ибо сюда клонятся слова, в множественном числе положенныя: **защитниче** наш, **Господи**. Понеже бо Богом избран был в царя, и в особе его заключалося благосостояние церкви, то не одна токмо глава его страдала, но и тело всего народа, о благе котораго Бог чрез него промышлял. Сия была причина, чего ради терпеливно сносил он, когда Бог правосудие Свое отлагал, дабы содержать народ в непрестанном размышлении о судьбах Его. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи** Но псалмопевец молит Бога, чтобы Он не внезапно умертвил их, но мало-помалу приводил их к погибели, дабы на судьбе их можно было иметь предостерегающий пример и свидетельство того, что Бог многомилостив к Своим праведникам. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не убий их, да не когда забудут закон твой: расточи я силою твоею и низведи я, защитниче мой, Господи** //"Не умерщвляй их"//, т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. [[old:ps:058:14|14]] ст. ), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, //"чтобы не забыл народ мой"//, чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания "для памятования о Боге". ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи** Здесь св. Давид в самом себе показывает нам пример терпения. Выражая (выше) пред Богом жалобу на злобу и ярость врагов своих, он умоляет Его, чтобы не истреблены были они до конца (**не убий их**), опасаясь, чтобы в случае конечного погубления всех нечестивых весь народ еврейский не забыл закона Божия [[old:ps:058:12|(Пс. 6:6)]], всех милостей и обетовании Его, какие даны были отцам его – Аврааму и его потомству на вечное время [[new:lk:01:55|(Лк. 1:55)]]. Он просит только, чтобы Господь (**силою Твоею**) рассеял их по разным странам и таким образом низложил бы их гордость (**низведи я**) и научил смирению. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]