[<10>] ====== Толкования на Пс. 58:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине** См. Толкование на [[old:ps:058:12#svt_afanasij_velikij|Пс. 58:12]] ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 13-17 **Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град: тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея** Поелику отовсюду изгоняется неверие, и на место его вводится Боговедение; то «**Бог владычествует Иаковом, и концы земли**». поелику нигде не остается идолослужения; то, без сомнения, Господь будет Владыкою концов земли, когда искоренится над многими некогда царствовавший грех, который у Пророка назван «**грехом уст их, и словом устен их, и гордынею, и клятвою, и ложью**». Потом Пророк снова повторяет слово свое «**о возвращающихся на вечер, об алчущих яко пес, и обходящих град**», сим повторением сказанного, как думаю, давая знать, что люди в том и другом, и в худом и в хорошем, какими бывают здесь, такими будут и после сей жизни. Кто теперь по причин нечестия ходить кругом, не живет во граде, не хранит в себе отличительных черт человеческой жизни, но произвольно делается зверем и псом; тот и тогда, недопущенный в горний град, будет мучиться гладом благ. А победитель сопротивных, как говорит псалмопевец в другом где-то месте, и восходя «//от силы в силу//» [[old:ps:083:08|(Пс. 83:8)]], и вознаграждаемый за победу, говорит: «**воспою силу Твою, и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси заступник мой, и прибежище мое**», и Тебе подобает слава во веки веков. Аминь. //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 13-14 **Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли** **«Грех уст их, слово устен их».** И сие согласно с сказанным прежде. Ибо выше говорил Пророк: //«се тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их».// И здесь опять обвиняет их в грехе уст и в слове устен, вразумляя всем этим, что несут наказание за те слова, какия произнесли единогласно, в ничто обращая правдивый приговор Пилата. Ибо, когда хотел отпустить Христа, как неповиннаго, они вопияли:// «возми, возми, распни Его: кровь Его на нас и на чадех наших»//. //Симмах// перевел сие яснее: вместо слов: //«расточи я силою Твоею»//, сказал так: изгони их силою Твоею, низложи их, заступник наш Господи, грехом уст их, словом устен их; то есть, соделай их скитальцами и из свободных рабами за грех уст их, за слово устен их. Так и при столпотворении злое согласие разрушил разногласием, и против вреднаго единомыслия дал предохранительное врачевство – разделение языков. **«И яти да будут в гордыни своей»**, то есть, на чтó отважились, тем и будут наказаны: не восхотев служить спасшему Христу, возлюбив же царство кесарево, и будут преданы в рабство кесарю. **«И от клятвы и лжи возвестятся в кончине». «Во гневе кончины, и не будут».** Яснее перевел сие //Симмах//: да будут яты с гордынею их; скончай глаголющих клятву и ложь, истреби их во гневе, да не будут. Поелику прибегли к клевете, говоря, будто бы Им повелено не давать дани Кесарю [[new:lk:23:02|(Лк. 23:2)]], между тем как слышали совет Его, воздавать //«яже Кесарева, Кесареви, и яже Божия, Богови»// [[new:lk:23:25|(Лк. 23:25)]], предавали же Его многим проклятиям и злословили: то Пророк сказал, что сии проклятия, за клеветы и за грех уст потерпели они такую кончину. Кончиною же называет не конечную гибель, но то, что не наименуются уже они народом Божиим; потому что, разсеянные по вселенной и принужденные быть в рабстве у Римлян, лишены законнаго Богослужения, живут вдали от славнаго царственнаго града, нет о них царскаго радения, не пользуются они святительским о них попечением, не имеют у себя пророческой благодати. Посему слова: //«не будут»// значат: не будут уже составлять из себя особаго народа, живя в одной Палестине и именуясь народом Божиим. «Кончинами» также называет Пророк всякаго рода казни. Ибо и при Каие, четвертом кесаре, терпели великия беды, и при Нероне впали во многия несчастия, и Веспасиан завоевал большую часть городов иудейских, а Тит, приступив к Иерусалиму, разорил город и избежавших смерти поработив отвел в плен. И после этого впадали они в иныя всякаго родя бедствия; а равно и ныне в тех городах, в которых живут, при всяком случае неоднократно терпят несносныя страдания в наказание за клятву, за ложь, за грех уст, и на самом деле дознают, что Распятый есть Господь и Владыка всех. Сие сказал и Пророк: **«И уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли».** То и удивительно, что до креста не веровали в Него и самые иудеи, а после сего позорнаго страдания владычествует Распятый над целою вселенной, и одни добровольно покланяются Ему, а другие неверующие принуждены служить Ему из страха. ===== Евфимий Зигабен ===== **Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине** **Грех уст их—слово устен их** Давид опять возвращается к слову христоубйственных иудеев, сказанному ими против Господа, то есть: да распят будет! И говорит, что сие несправедливое слово уст их, и всякое другое злоречие их есть грех уст их. Слова //Феодорита//: И здесь опять обвиняет во грехе рта и слове уст, из всего научая, что они истязываются судом за тот крик, который согласно произвели для уничтожения справедливого решения Пилата. Ибо он хотел отпустить, как невинного, а они кричали: истреби, истреби, распни; также: кровь Его на нас и на детях наших. **И яти да будут в гордыни своей** //Симмах// перевел: с гордостью своею. Итак, Давид говорит: пусть будут взяты, то есть, пойманы Иудеи римлянами, как гордящиеся тем, что они дети Авраама и хранители древнего закона. **И от клятвы **(за проклятие речи)** и лжи **(ложь)** возвестятся в кончине** (будут возвещать о кончине их) Проклятием Давид называет здесь злоречие, произнесенное иудеями против Господа так: силою Веельзевула, князя бесовского Он изгоняет бесов [[new:lk:11:15|(Лк. 11:15)]]; а ложью именует ложное свидетельство, сказанное ими против Него: мы нашли, что Он развращает народ и запрещает кесарю дань давать, называя Себя Христом царем [[new:lk:23:02|(Лк. 23:2)]]. Не смотря на то, что Он сказал им явно: отдавайте кесарево кесарю и Божие Богу [[new:mf:22:21|(Мф. 22:21)]]. Итак, за сие злоречие и ложное свидетельство, говоренное иудеями против Господа, они будут предметом вести и разговора у всех народов не по причине какого либо подвига и мужественно произведенного добра, но по причине истребления и погибели их, что наименовал кончиною. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 13-14 **Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли** Некоторые толковники подразумевают здесь винословную частицу за, дабы связать слова сии с предыдущим стихом. В самом деле, нет сомнения, что Пророк дает здесь причину, чего ради враги его должны быть разсеяны, дабы повсюду скиталися, не находя себе покоя. Но и отрывистое выражение весьма здесь прилично, аки бы сказал Давид: нет нужды в продолжительном испытании, ибо беззаконие их явно открывается злоречием языка. **Грех** их, глаголет, явен есть от уст их; понеже очевидно изблевывают гордыню и лютость. Сей смысл тотчас подтверждает следующими словами: **яти да будут в гордыни своей**. Ибо означает источник греха, показывая, что враги, будучи надменны гордостию, безстыдно и дерзко злословили невиннаго, и не токмо злословили, но и проклинали. Сего ради и казнь предвозвещает им, глаголя: **от клятвы и лжи возвестятся в кончине, и не будут**, – то есть, прослывут безчестными людьми до конца жизни своея, Дóндеже погибнут. Бог представит их свету в пример мщения Своего, изобразив на них живые знаки гнева, да послужат памятником, **и** да **уведят** самые отдаленнейшие народы, **яко Бог владычествует Иаковом, и концы земли**. Ясно упоминает о владычестве Бога; дабы все познали, что Он управляет церковию Своею. Ибо весьма несправедливо и безместно было бы, чтоб там, где Бог воздвиг Себе царский престол, дела находились в безпорядке, и чтоб святилище Его ничем не различествовало от вертепа разбойническаго. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине** Пусть Господь сокрушит силу врагов; соответственно тому, что они заслужили клеветою своею, да погибнут они в гордости своей. **От клятвы** и т.д. – за проклятия (которые они извергают против меня) и за ложь. **Возвестятся** – везде и публично будут говорить о них в пример и предостережение, именно когда наступит окончание постепенно совершающегося над ними суда. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== Ст. 13-14 **Яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут; и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли** Так св. пророк изображает участь врагов Церкви и врагов Божиих. Забыв свою зависимость от Бога, они предаются гордыне и открыто нечествуют против Господа, в то время постигает их наказание Божие: //Егда рекут мир и утверждение, тогда внезапу найдет на них всегубительство//, говорит св. апостол [[new:1sol:05:03|(1 Сол. 5:3)]]. В забвении Бога и в забвении самих себя они так же легко увлекаются в погибель, как берется спящий в плен рукою неприятеля. Или как зверь быстро несется к добыче и вдруг попадает в сеть, так сии нечестивые в самом порыве разврата яко сетию уловляются [[new:lk:21:35|(Лк. 21:35)]], по выражению евангелиста, гневом в день гнева Божия. Сие хотел выразить пророк словом: **яти будут**, то есть будут уловлены или взяты. Такому уловлению подвергаются люди, предавшиеся гордыне, потому что они совсем не помышляют о промысле Божием. Действия, в которые впадают они от своей гордыни, пророк выражает двумя понятиями: от клятвы и лжи. Клятва здесь не только означает то, что они произносят на других клятву, сколько жестокие дела, которые и в людях возбуждают проклятие противу беззаконников, и подвергают их проклятию закона Божия. Например, когда человек богатый и сильный притесняет сироту, отнимает последний кусок у бедного, подвергает обвинению невинного, тогда, конечно, следами его действий остается проклятие человеческое, а в свое время готовится и от Бога страшный приговор: //Идите от Мене проклятии во огнь вечный// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. В сем-то смысле пророк о предателе Иисуса Христа говорит, что он //возлюбил клятву// [[old:ps:108:16|(Пс. 108:16)]]. Очень естественно, что возгордившиеся люди употребляют всякую ложь для того, чтобы достигнуть своих честолюбивых намерений. Но мне кажется, что пророк в настоящем месте под понятием лжи разумеет нечто более, нежели обыкновенные обманы и ложь. Были люди, которые переменили истину Божию во лжу, так и эти до забвения горделивые нечестивцы, отрицаясь своими действиями Промысла, как бы лгут на Бога или более - не признают истинным слово Его. //Кто не верует//, говорит св. евангелист, //Богови, лжа сотворил Его// [[new:1in:05:10|(1 Ин. 5:10)]]. Одна мысль, что нечестие их не будет наказано Богом, уже есть великая и богохульная ложь. Ибо сказать, что Бог оставит без наказания нераскаянное нечестие, значит отнять у Бога свойство правды Его или, то же, - отвергнуться Бога. Иероним относит сие к иудеям, которые ложно свидетельствовали и хулили Господа Иисуса Христа (Иерон., т.VII, с.207). Сии-то люди, запечатлевшие следы своей жизни клятвою и богохулением, возвестятся в кончине; что это значит? Весьма естественно: людей добродетельных и праведных поведается жизнь, чтоб мы подражали ей, а нечестивых дела не стоят того, чтобы их передавать потомству, и ежели писание касается их жизни, то для того, чтобы показать нам их кончину и в кончине открыть пагубные следствия нечестия. В самом деле, и Церковь возвещает, и отцы детям беспрестанно повторяют, что один из таковых повис волосами на древе, другому роковая вервь составила вечные узы ада, некоторые поглощены землею, некоторые потоплены водою, на иных пролился огненный дождь с неба и попалил их. Кто знает имена сих последних? А кончина их уже несколько тысячелетий возвещается и будет возвещаться до скончания века. Для чего? Для того, чтобы и нас предохранить от подобных преступлений, //предлежать в показание огня веннаго, суд подъемше//, как выражается св. апостол Иуда [[new:iud:01:07|(Иуд. 7)]]. **Во гневе кончины**, продолжает пророк, **и не будут**. Видно, что св. пророк был наполнен чувством ревности к нечестивым. Может быть, имел в виду людей, которые, видя благополучие беззаконных, с насмешкою над верующими в Промысл, указывали на сие благополучие. Яснее, они говорили: где же ваши угрозы, где гнев, которым вы хотите устрашить людей, не исполняющих закона Божия. Раздраженный сим оскорбительным для правды Божией словом, пророк предается порыву ревности и отвечает отрывисто: **во гневе кончины, и не будут!** Во гневе, в котором будет произнесен окончательный, или решительный, приговор над их нечестием. То есть не смотрите на то, что Бог попускает им благополучно проводить жизнь; еще не исполнилась мера долготерпения Божия. Секира правды Божией лежит, по замечанию Златоуста, при корне древа, но Господь еще не взял ее в десницу Свою, ждет до последней минуты покаяния грешника; но, ежели не покается, тогда изливает на него гнев Свой и, кого не наказал в жизни, наказывает ужасной, поносной кончиной [[new:fil:03:19|(Фил. 3:19)]]. При сей-то кончине смиряется гордыня нечестивых: гнев Божий стирает их с лица земли; одно мгновение гнева Божия - и их нет, и не будут, говорит пророк. Сию же истину в другом месте, он излагает таким образом. //Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанский: и мимо идох: и се не бе, и взысках его, и не обретеся места его// [[old:ps:036:35|(Пс. 36:35,]] [[old:ps:036:36|36)]]. Так не коснит Господь Бог ни угрозою, ни обетованием, но долготерпит на нас, //не хотя да кто погибнет. Аще же не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже и уготова//. Итак, будем стараться угождать Господу Богу благочестием из любви к Нему. А когда любовь охладеет, то будем укреплять себя на поприще добродетели и воздерживаться от греховных поползновений страхом гнева Божия. Сей страх не заменит любви, но, очистив и сохранив сердце наше от грехов [[old:ps:036:05|(Пс. 36:5,]] [[old:ps:036:36|36)]] и беззаконий, он сделает его способным к чувствам любви христианской. Аминь. NB. Грех уст их, слово устен их, низведи во нетление, то есть смири за грех уста их, за их слова. Феодорит (Феодор на сие место), Иероним (Иерон. Т.VII, с.70), и Иларий (Твор. Св. От. в нем перев., т.II, с.186) разумеют под сим вопль иудеев: возьми, возьми, распни Его и проч. //**Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–14 **Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли** В изречениях этих стихов выражена пророком причина, по которой он умолял Бога, чтобы рассеял и низложил врагов его. Это – грехи устные, или что то же – злоречие языка, которое они дозволяли себе по гордости и которое выражалось у них в проклятиях и лживых злословиях. С другой стороны, их беззаконная и гордостью преисполненная жизнь явно обнаруживалась в их злобных клеветах и злоречии, в чем они, по словам пророка, и уличены будут праведным судом (**и яти будут в гордыни своей**), и не только на суде Божием, но и у людей, в общественном мнении прослывут (**возвестятся в кончине**) до конца веков людьми бесчестными и лживыми до тех пор, пока их совсем не будет. Господь Бог покажет на них пример гнева Своего и в наказание рассеет их между народами, так что их не будет уже как особого народа, в смысле государства, или общества, и тогда познают все народы, что Господь Бог владычествует Иаковом (потомками патриарха Иакова, народом израильским) и концы земли, т.е. над народами, живущими во всех странах мира. По мнению св. Афанасия Великого и других св. отцов, словами **яти будут в гордыни своей** и следующими Давид пророчествует о гордости и злобе христоубийственных иудеев, которые «на что отважились, тем и будут наказаны... и кончина их всюду соделается известною за хулы, какими злословили Господа, говоря ложь о славе Его. **Кончиною** же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А слава его – подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители закона, явления ангелов. Все это кончилось вдруг по умерщвлении Господа» [3, с. 196]. **И не будут**, т.е. «не будут уже составлять из себя особого народа, живя в Палестине и именуясь народом Божиим. **Кончиною** же пророк называет всякого рода казни» (Толкование еп. Палладия, с. 263). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]