[<10>] ====== Толкования на Пс. 59:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 1-2 **В конец, о изменитися хотящих, в столпопиcaниe Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази в дебри солей дванадесять тысящь** //Содержание//: Поелику история этого события ясна по обстоятельному описанию его во второй книге Царств, то скажем из нее нужное в том отношении, что лице Давида прилагается к лицу Господа, Который в последние времена дал всему изменение и обновление и попрал иноплеменные народы, то есть духовные силы. Ибо сему научает нас Писание, говоря: **в научение**. Посему познаем из псалма, что в то время, как Сущий от семени Давидова по плоти попрал врагов и язычников соделал Своими, народ иудейский, ощутив постигшее его за Христа наказание, и сам приступает к обращению, прося, чтобы и ему сподобиться благодати чрез Христа. Но прежде всего оплакивает свое бедствие, какому подвергся за свое нечестие пред Христом, почему и говорит: **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 1-3 **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: внегда сожже средоречие сирийское и сирию совалскую, и возвратися Иоав и порази Едома в дебри солей дванадесять тысящ. Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас** История предлагаемого псалма, буквально по его надписанию, доселе не отыскана ни в одном из богодухновенных сказаний. Впрочем, прилежные испытатели Писания найдут нечто сходное с сею историей во второй книге Царств, в которой написано: //«И порази Давид Адраазара сына Раава царя Сувска, идущу ему поставити руку свою на реце Евфрате: и предвзя Давид от него тысящу колесниц и седмь тысящ конник и двадесять тысящ мужей пешцев, и разруши Давид вся колесницы, и остави себе от них сто колесниц»// [[old:2ts:08:03|(2Цар. 8, 3–4)]]. И немного ниже сего говорится: //«И царствова Давид над всем Израилем, и бе Давид творяй суд и правду… и Иоав сын Саруин над воинствы»// [[old:2ts:08:15|(2Цар.8:15–16)]]. И немного далее: //«И послаша сынове Аммони, и наяша Сирию Вефраамлю, и Сирию Сувску и Роовлю двадесять тысящ… мужей... И виде Иоав, яко бысть на него противное лице брани… и избра от всех юнош Израилевых, и устрои их противу Сириан... И видеша… раби Адраазаровы, яко падоша пред Израилем, и пребегоша ко Израилю и работаша им»// [[old:2ts:10:06|(2Цар.10:6, 9, 19)]]. С сею историческою выпискою находим согласным и надписание псалма, за исключением того, что временем сего **«столпописания»** означено то, в которое Давид сделался наиболее славен и знаменит своими воинскими доблестями. Поэтому достойно исследования, почему он начинает сетованием и плачем, когда надлежало радоваться и благодушествовать по причине своих успехов, ибо иные речения приличны торжествующим, иные печальным. Победы же бывают поводом к всенародному торжеству не только для воинов, но и для земледельцев, купцов, ремесленников, для всех пользующихся благами мира. Итак, почему же говорит: **«Боже, отринул ны еси и низложил еси нас»**, а между тем Бог соделал их победителями? Каким образом низложил тех, которых столько усилил, умножив у них оружие, колесницы, коней, подданных, сделав их данницею целую страну, всю Аравию, Финикию и Месопотамию? Любопытно узнать, не выражают ли слова сии какой-нибудь неблагодарности? Давид разбил сперва Адраазара, царя Сувского, взял у него тысячу колесниц, семь тысяч //«пешцев»//, потом поработил царя Сирийского, который помогал побежденному Адраазару, сделал его своим данником, в одно мгновение времени побил у него двадцать две тысячи, и третью одержал победу, когда сынов Аммоновых, ополчившихся //«пред враты града»//, победил его военачальник Иоав, который, разделив свои силы на две части, одних встретил спереди, а других одолел, зайдя в тыл. Как же среди таких доблестных подвигов выражается так печально и уныло, говоря: **«Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас»**? Хотя временем сего **«столпописания»** было время успехов, однако же сила написанного относится к концу, а под концом разумеется, что приключится при скончании веков. Посему говорит, что псалом написан **«о изменитися хотящих»**. Вообще же можно разуметь о всем роде человеческом, так как польза псалма простирается на всех. Ибо изменяющиеся и **«изменитися хотящие»** суть те, которые ни тела не сохраняют в одинаковом состоянии, ни в расположении своем не бывают всегда тверды, но изменяются в теле с переменою возрастов и переменяют мысли, соображаясь с различными обстоятельствами. Ибо мы инаковы, когда еще дети, инаковы, когда уже юноши, иными делаемся, возмужав, и опять совершенно изменяемся, состарившись. А также мы инаковы при радостном состоянии дел и иными делаемся, находясь в горестном стечении обстоятельств; мы инаковы, когда больны, и инаковы, когда здоровы; инаковы во время брачного торжества, инаковы во время сетования. Или, поскольку не сказано: о изменяемых, но **«о изменитися хотящих»**, а сие речение имеет вид пророчества, потому что указывает на будущее время, то под **«изменитися хотящими»** приличнее разуметь тех, которые, оставив привычку отцов к суетному, будут соображать жизнь свою с евангельскою строгостью. Посему псалом написан не о тогдашних иудеях, но о нас, **«изменитися хотящих»**, о нас, которые многобожие обменивают на благочестие и идольское заблуждение – на познание Сотворившего нас, которые вместо беззаконного сластолюбия избирают законное целомудрие, и свирели, лики, пьянство заменяют псалмом, постом и молитвою. Итак, если кто скажет, что псалом сей написан о нас, тот не погрешит против истины. Почему и //«словеса Божия»// [[new:rim:03:03|(Рим. 3, 3)]] суть наши, и в Церкви Божией, как богониспосланные дары, читаются при каждом собрании, составляя как бы некоторую духовную пищу, подаваемую от Духа. Но псалом сей написан и в **«столпописание»**, то есть его не должно слушать небрежно. Не давай же словам псалма, напечатлев их в памяти на короткое время, потом сливаться и изглаждаться в уме твоем, как написанное на веществе скорогибнущем вскоре начинает исчезать, но храни их написанными в душе твоей, как на столпе, то есть неизменными, твердыми, навсегда укорененными в памяти. А если иудей будет исключать нас, говоря, что псалом писан не о нас, то пристыдим его написанным в том же псалме, объяснив ему нераздельность призвания и то, как оно сводит далеких между собою, созывает дальних и многих делает едиными чрез веру во Христа. Сказано: //«Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий»//; и Ефрема наименовал, и Иуду присовокупил, и Моава причислил, грозит наступить на Идумею и вместе благовествует о покорности всех: //«Мне иноплеменницы покоришася»//. **«Боже, отринул ны еси»**. **«Отринул еси»** нас, которые удаляются от Тебя по мере грехов своих; **«низложил еси»** скопища нашего лукавства, благодетельствуя нам тем, что приводит нас в немощь; **«разгневался еси»**, когда //«бехом естеством чада гнева»// [[new:ef:02:03|(Еф. 2, 3)]], //«упования не имуще и безбожни в мире»// [[new:ef:02:12|(Еф. 2, 12)]]; **«ущедрил еси нас»**, когда Единородного Твоего //«предположи»// Ты в жертву умилостивления за грехи наши (см.: [[new:rim:03:25|Рим. 3, 25]]), чтобы в Крови Его нашли мы //«избавление»// (см.: [[new:ef:01:07|Еф. 1, 7]]). Но мы, облагодетельствованные Тобою, не познали бы сего, если бы не //«напоил еси нас вином умиления»//. Вином называется слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство. **//Беседы на псалмы. Беседа на пятьдесят девятый псалом.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 1-2 **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение; внегда сожже средоречие сирийское, и Сирию совалскую, и возвратися Иоав, и порази дебрь солей дванадесят тысящ** Надписание же: «**о изменитися хотящих**», по моему мнению, имеет тот смысл, что одно Божие естество не подлежит превратности и изменению; потому что, как недопускающее вовсе зла, не имеет, на что и воспользоваться сим превращением; в лучшее превратиться Оно не может, нет ничего такого, для чего допустило бы Оно изменение; так как нет ничего, что было бы лучше Его, и во что могло бы Оно перемениться. Но мы – люди, подлежа превратности и изменяемости, по изменчивой деятельности в том и другом, делаемся или худшими, или лучшими: – худшими, когда удаляемся от общения с добром, и опять лучшими, когда, изменяясь, возвращаемся к лучшему. Посему, так как превращением вовлечены мы во зло, необходимо нам доброе изменение, чтобы в следствие оного произошел в нас переход к лучшему. Сие явствует из связи приписанного к словам: «**о изменитися хотящих**». Ибо Писание не только подает совет о том, что должно измениться, но предлагает и некоторый способ преуспеть в таком деле, в нескольких примерах показывая переход к лучшему. Полное же чтение надписания следующее: «**в конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение; внегда сожже средоречие сирийское, и Сирию совалскую, и возвратися Иоав, и порази дебрь солей дванадесят тысящ**». Из приведенных слов видно, что Писание, говоря: «в** столпописание Давиду, в научение**», содержит в себе некоторое наставление и совет: потому что не было бы приложено слова: "**научение**", если бы не к наставлению клонилась речь. И сие: «**в столпописание**» показывает, что слово это должно иметь глубоко и неизгладимо напечатленным в памяти, чтобы в душе столпом была память, а письменами на столпе служили примеры добрых дел. Сими то примерами были доблестные подвиги главного вождя Давидовой силы, вследствие которых враги терпят двоякое бедствие, то истребленные огнем, то пораженные в битве. Ибо как Сирия, лежащая между реками, так и соседний с ними удел Сириян истребляются огнем; а также в дебри солей побиты многие тысячи. Но в точности излагать исторический ход событий было бы продолжительно, и, вместе, излишне. Ибо что большее приобретем мы, изучая в связи изложение сих происшествий? Напротив того, думаю, что лучше кратко объяснить в слове, к чему ведет загадочный смысл исторического воспоминания, чтобы таковое столпописание послужило нам в научение для нашей жизни. Что же значит сказанное мною? Пророк, Сириею наименовав целый народ, делит его на две части, обозначая каждую особыми чертами, одна часть называется средоречием сирийским, а другая именуется Сириею совальскою; сожигается же та и другая; а потом, по возвращении главного воеводы, дебрь солей осуждается на преданье смерти двенадцати тысяч. Посему представим себе, что вид Сирии двоякий: одни из Сириян отовсюду окружены речными потоками, и это те, которые со всех сторон одержимы страстями; другие близки к Сове, а сим именованием означается в Писании мучительство сопротивной силы. Посему и для нас послужит сие путем изменения на лучшее, если двоякое это племя порока будет истреблено очистительным огнем. Как добродетель оставляет замечательные черты в жизни и в разумении; так и порок усматривается в том и другом. Беспорядочность жизни, вокруг объемлющая душу потоками страстей, называется средоречием, а разумение, по извращенным догматам близкое к князю мера, именуется Сириею совальскою; за истреблением их светоносным и очистительным словом следует то, что бесплодная и соленая земля, то есть воинство сопротивных сил, сокрушена ударом воеводы. Ибо не будет у нас победы над врагами, если начальник воинств не превозможет силою руки. А за погибелью врагов, естественно, следует мир. И таково последствие победы, которое имея в виду, Писание, как на столпах, написует в памятях наших повеление: «**изменитися**», в исторических примерах показывая освобождение от страстей. Лучше же сказать, урок об изменении ясным соделается для нас, если последуем прочим толковникам, из которых один, вместо слова: «изменение», приписал к псалму: "о цветах"; а другой: "о лилиях". Слово: "о цветах", показывает переход от зимы к весне, что означает прехождение от порока к добродетельной жизни. Вид лилии объясняет, во что надлежит произойти изменению; ибо чрез изменение делающийся светлым явно принимает светлый и белоснежный вид из черного и потемненного. Поэтому по силе всякого надписания, в котором читается: «**о изменитися хотящих**», должно, как думаю, в псалме находить для себя совет о том, что всегда должно молитвою и тщательною жизнью достигать изменения на лучшее. См. также Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] См. также Толкование на [[old:ps:015:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 15:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 1-2 **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, дванадесять тысящ** Псалом сей надписывается: //В конец, о изменитися хотящих// потому что в конце времен вследствие пришествия Христова происходит, по добровольному изволению и выбору [каждого], изменение и переход людей от неверия к вере, от порочности к добродетели и от неведения к ведению рога; а также потому что затем при свершении веков благодаря Тому же Спасителю и Богу нашему, произойдет, посредством чаемого Воскресения, всеобщее и естественное в благодати обновление и изменение всего рода человеческого из смерти и тления в жизнь вечную и нетление. //В столпописание Давиду// - то есть Самому Христу, потому что благодаря божественному Воплощению Его, подобному столпу, уже произошло в Нем как в Родоначальнике и Спасителе, а вслед за Ним и в благочестиво живущих по Христу, уничтожение порочности; а также потому что через Него еще произойдет полное истребление смерти и тления. //В научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую// - псалом надписывается в научение нам, которые изменяются и будут изменяться (ясно, что речь идет о достохвальном и божественном изменении) духовным Давидом, то есть Христом Богом [нашим]. Ибо только Он один есть истинный Царь Израиля, видящего Бога, поскольку является Губителем всякой злобы и неведения, а также Победителем всякого времени и естества, через которые возникает порочность в нас. //Он сожже Средоречие//, общаясь с нами через плоть, то есть сжег [наше] состояние порочности, затопляемое противоестественными плотскими страстями. И Сирию Совальскую, то есть [наше греховное] душевное предрасположение, порабощаемое временем или же прельщаемое веком сим. Ибо //Совальская// толкуется как "семь", а это ясно указывает на своеобразность времени, которое седмирично. Ведь диавол имеет обыкновение вопреки добродетели и ведению приводить в созвучное с самим собой движение естество и время, затевая невидимую брань, как [привел в движение] Адраазар две Сирии против Давида [[old:2ts:10:start|(2 Цар. 10)]]. А "Адраазар", если переводить это слово на греческий язык, означает "расторгающий мощь" или "разрушающий силу", каковым и является диавол, который путем обмана расторг изначала, через нарушение божественной заповеди, духовную мощь нашей природы, поработив человека времени и естеству. Ибо без этого, то есть без подвластного времени и естеству, он совершенно не в силах вести брань с людьми. //И возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ.// Ибо всякий воевода духовного Царя Давида, то есть Господа нашего Иисуса, ведет войну против супротивных сил и поражает 12 тысящ в долине Солей. Долина же Солей есть плоть, которая вследствие непослушания стала презренной страной страстей. В ней, словно в долине, всякий благочестивый и боголюбивый человек поражает посредством разума и созерцания естество и время. Или [иначе]: в подобных людях, вследствие возвышенности их добродетелей и ведения, неразумное предвосхищение души никоим образом не находится во власти законов естества и времени. А число двенадцать означает эти естество и время, поскольку естество пятирично вследствие чувств, а время седмирично, как это всем очевидно. А пять в сочетании с семью составляют число двенадцать. Возможно также, что число умерщвленных обозначает троицу сил души, которая вопреки естеству и вследствие обмана [диавольского] сочеталась и соединилась дурным образом с четверицей чувственных [стихий], - а это обыкновенно и приводит к возникновению всякого греха. Его доблестно поразит тот, кто содействует духовному Давиду в борьбе за истину; кто, как ведующий, вступает в незримые брани и духовно подготовленным противостоит злым силам. Ибо всякой способности души, движимой вопреки природе, присуще тесно сплетаться с чувственными [стихиями]. Стало быть, когда разумное, яростное и желательное начала -три основные силы души - подчиняются чувственным [стихиям], которых четыре, то возникает число двенадцать. Ведь четыре и сверх того еще три (или три и сверх того еще четыре), сложенные с пятью, и составляют именно это число. Его истребляет тот, кто с верой приближается к Господу и отличается доблестью в борьбе против всякого незримого и враждебного духа. Настоящий псалом надписывается //изменитися хотящим//, то есть нам, в //научение// тем благам, которые даруются духовным Давидом. //В столпописание Давиду//, то есть в провозглашение божественных и спасительных дел Его ради нас. Ибо, согласно сведующим толкователям подобных слов, //столпописание// означает "провозглашение добрых дел". //**Толкование на 59 псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-2 **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие Сирийское и Сирию Совалскую, и возвратися Иоав и порази Едома в дебри солей дванадесять тысящ** Это уже было описано во второй книге Царств; но надписание: //«в» конец»// дает разуметь, что к истории присоединено и некое пророчество. К надписанию прилагается еще: //«о изменитися хотящих»//. Сие же изменение заставляет предполагать некоторый переворот, и притом переворот не в прошедшем, но в будущем: ибо не сказал Пророк: о изменившихся, но говорит: //«о изменитися хотящих»//. И столпописание указывает на победу. Необходимо же сказать вкратце о содержании пророчества. Блаженный Давид, одержав исчисленныя пред сим победы, предвидел духовными очами будущее беззаконие народа и тот плен, который постигнет его за сие беззаконие. Но предвидел и будущее по благости Божией возвращение из плена, и почел нужным предварительно описать и скорбное и радостное на пользу тем, которые будут жить в те времена. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 1-2 **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие сирийское и Сирию совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри солей дванадесять тысящ** Настоящий псалом надписывается «в конец», потому что учит читателей смотреть на конец пророчеств, содержащихся в нем, ибо он пророчествует о возвращении пленных евреев из Вавилона и построений вновь Иерyсалима; а этот конец, по словам псалма, сбудется над имеющими измениться, то есть, теми, которые имеют возвратиться из рабства в свободу. Далее сей псалом надписывается: в столпописание, потому что он написан Давидом в неизгладимое и ясное памятование о таковом Божием благодеянии «в научение», то есть, о благодарении и терпении. Остальная надпись показывает время, в которое Давид написал сие по внушению Святого Духа. Но то, что относится к сирискому средоречию, Сирии Совал, а равно и к долине Солей ни в какой Священной истории не написано ясно, исключая главу [[old:1ts:02:start|2]] Царств, где нечто написано, но и то не ясно. Без сомнения все это было, но только не написано священными писателями, как и многое другое (не написано), как это показывает книга Паралипоменон. Долина соляная—есть место; но наименованием места надпись выражает жителей сего места, к чему присовокупляет и число убитых. //Василий Великий// «изменяемыми» называет преимущественно христиан, как по тому изменению, которое получают в святом крещении, делаясь вместо сынов плоти, сынами Божиими, как по той свободе, которую приобретают, вышедши из рабства демонам, о каковых сынах скажем и мы в конце псалма, приложив прежде псалом к пленным Вавилонским. В отношении к сей то (последней) мысли мы и станем изъяснять его теперь. Божественный //Максим//, разумея сию надпись иносказательно, говорит: В поучение нам изменяемым и имеющим измениться, то есть, похвальным и божественным изменением, надписан сей псалом от умосозерцаемого Давида—Христа. Ибо один Он, будучи истинным царем израильским, сжег средоречие чрез соединение с нами, посредством плоти, то есть, (сжег) наводняемый противоестественными плотскими страстями навык во зле и Сирии—Совал, то есть, порабощенных времени... ибо Совал—значит сень, а это явно указывает на принадлежность времени, ибо диавол против добродетели и знания обыкновенно употребляет в пособие себе и природу и время, присовокупляя к тому и невидимых врагов, как Адраазар, коего имя значит—разрушающий силу, или подрывающий крепость, каков диавол, (совокупил) две Сирии против Давида... Ибо без находящихся под влиянием природы и времени, он вовсе не может вести брань с людьми. Между тем, кто воинствует под знаменем мысленного царя Христа, как Иоав у Давида против вражеских сил, тот поражает 12 тысяч в дебри солей. А долина солей есть плоть, в которой, как в долине, всякий благочестивый и Боголюбивый посредством разума и созерцания поражает природу и время; так как число 12 означает природу и время; поелику природа по чувствам пяточисленна, а время седмочисленно. Сложивши пять с семью, получишь число 12. И //Божеств. Григорий// изъясняет сию надпись также иносказательно. Здесь должно заметить, что слова настоящего псалма, начиная с следующих: дабы избавлены были возлюбленные твои и прочие до конца, содержатся в [[old:ps:107:start|107]] псалме. И //Великий Афанасий// говорит, что лице Давида имеет отношение к лицу Господа, так как он в последние времена дал делам иной вид и новый порядок и поразил иноплеменные народы, то есть мысленные; ибо сему научает нас надпись, говорящая: в научение. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение** Довольно трудно указать в этом псалме переход от одной мысли к другой, вследствие чего толковники расходятся в определении исторических обстоятельств, лежащих в основании его. Мы думаем, что псалом этот легче всего может быть объяснен, если согласно с надписанием признать его молитвою Давида об успехе военной экспедиции против Идумеи [[old:ps:059:11|(ст. 11-14)]], молитвою, получающею особенную уверенность в исполнении просимого ввиду недавней помощи Божией против сириян [[old:ps:059:03|(ст. 3-7)]] и на основании древнего Божественного обетования [[old:ps:059:08|(ст. 8-10)]]. Поэтому нужно полагать, что псалом этот написан прежде победы в Соляной долине [[old:2ts:08:13|(2 Цар. 8:13)]] и считать его молитвою об этой победе. **О изменитися хотящих**, ср. к [[old:ps:044:01#ep_irinej_orda|Пс. 44]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение** Во [[old:ps:059:02|2]] ст. указывается повод написания псалма - выступление Иоава, военачальника Давида, против идумеян, закончившееся поражением последних. Этот поход состоялся после окончания первой войны с сирийцами на севере [[old:2ts:01:start|(2 Цар 1 гл.)]], во время которой идумеяне, воспользовавшись беззащитностью южных пределов Иудеи, произвели здесь полное опустошение. Давид удручен был этим событием и написал псалом, вполне отвечающий как тогдашнему положению его военных операций, так и будущему состоянию. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 1-2 **В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: внегда сожже средоречие сирийское и сирию совалскую, и возвратися Иоав и порази Едома в дебри солей дванадесять тысящ** Псалом этот имеет многосложное надписание, состоящее из двух стихов, из коих 1-й стих читается так: **B конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение**. В переводе с греческого языка, более близком к славянскому тексту, он читается так: «В конец, о том, что изменится. В столпописание Давиду». Слова **в конец** и **в столпописание Давиду** имеют то же значение, какое дано им при объяснении псалмов [[old:ps:055:start|55]], [[old:ps:055:start|50]] и др. Выражение **о изменитися хотящих**, или «о том, что изменится», – означает тех людей, которые, вследствие крещения и вступления в христианскую Церковь, изменятся в нравственном отношении к лучшему, делаясь вместо сынов плоти чадами Божиими, перейдя из рабства греху и диаволу «//в свободу славы чад Божиих//» [[new:rim:08:21|(Рим. 8:21)]]. В переводе же с еврейского эта часть надписания читается так: «Начальнику хора. На музыкальном орудии шушан-эдуф. Писание Давида, для изучения». В этом чтении хотя слышатся другие слова и выражения, но они не заключают в себе никакого противоречия с чтением по переводу с греческого, они только дополняют и поясняют последнее, именно: «начальнику хора», т.е. псалом передан составителем его регенту, или начальнику хора, для исполнения его (по греч. – «в конец») «на музыкальном орудии», называемом шушан-эдуф и имеющем форму лилии, служащей символическим указанием на предмет псалма: о верующих, благочестивых (то же, что «о изменитися хотящих». См. в объяснении надписания [[old:ps:044:start|Пс. 44)]]. Другая часть надписания этого псалма, составляющего 2-й стих его, представляет историческое указание на тот повод, который послужил побудительной причиной к составлению его, и отчасти дает объяснение содержания его. Это историческое указание, хотя кратко и не вполне ясно, изложено во 2-й книге Царств [[old:2ts:08:start|(2 Цар. 8)]] и в 1-й книге Паралипоменон [[old:1par:18:start|(1 Пар. 18)]]. В этих книгах говорится о поражениях, какие нанесены были войсками Давида соседним Израильскому царству и враждебным ему народам. И прославился Давид своими войнами и победами над всеми враждебными ему народами и покорил своей власти сирийцев, моавитян, аммонитян, филистимлян и амаликитян. И поставил он охранные войска в Идумее и в Сирии Дамасской, и стали сирияне и идумеяне рабами Давиду. Авесса, сын Саруин (по надписанию Иоав, брат его), по возвращении с победы на северо-восточной границе царства, поразил идумеян в долине Соляной (**в дебри солей**, «Алонской» по переводу с греческого – «соль», в род. п., мн. ч. ). Это поражение Иоавом или Авессою идумеян произошло в то время, когда сам Давид со своим войском на севере одерживал славные победы над врагами и расширял пределы своего царства, а на юге в безоружную Иудею вторглись хищнические орды идумеев и производили в ней страшное опустошение [[old:1par:18:12|(1 Пар. 18:12)]]. На это-то библейское сказание о поражении враждебных Давиду и его царству народов и содержится указание в надписании этого псалма, которое по переводу с греческого читается так: «Когда он сожег Месопотамию (средоречие: – «средний» и – «река») Сирийскую и Сирию Совалскую, и когда возвратился Иоав и поразил полчище Алонское в двенадцать тысяч» (по [[old:1par:18:12|1 Пар. 18:12]], – в 18 тыс.). В этом псалме Давид изображает сначала бедственные приключения иудейского народа, каким он подвергался в прошедшее царствование Саула [[old:ps:059:03|(ст. 3–7)]], затем описывает знаменитые дела свои и громкие победы, одержанные над врагами своего царства [[old:ps:059:08|(ст. 8–10)]], и далее выражает надежду и уверенность в том, что Бог поможет ему покорить и другие народы с такою же легкостью, с какою побеждаемы были все враги его, – но только один Бог, а не кто другой: о Бозе сотворим силу [[old:ps:059:11|(ст. 11–14)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]