[<10>] ====== Толкования на Пс. 59:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо** Не человеческим пособием, говорит, надеемся мы освободиться от постигших нас скорбей, но Твоею единою помощью. **И суетно сnaceниe человеческо,** потому что всякий, надеющийся на спасение от человека, суетной питается надеждой. Яснее перевел это Симмах, присовокупив союз и сказав: «дай нам помощь от скорбей, ибо суетно спасение человеческое». **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо** **«Даждь нам помощь от скорби»**. Будем искать помощи не в крепости, не в благосостоянии плоти, пожелаем заступления не от кого-либо из почитаемых знатными у людей. Не множеством денег, не превосходством силы, не высотою славы приобретается победа, напротив того, из преизбытка скорби Господь подаст помощь взыщущим Его. Таков был и Павел, который скорби ставил себе в похвалу, почему мог говорить: //«Егда немощствую, тогда силен есмь»// [[new:2kor:12:10|(2Кор. 12, 10)]]. **«Даждь»** и нам, Господи, помощь от скорби, ибо //«скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит»// [[new:rim:05:03|(Рим. 5, 3–5)]]). **//Беседы на псалмы. Беседа на пятьдесят девятый псалом.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо** Пророк от лица общей природы [человеческой] умоляет Бога и Спасителя даровать нам помощь от скорби, которая вследствие греха распространилась по всему естеству [нашему] и оттеснила его к самым вратам ада. Скорбь есть, по моему мнению, тирания и владычество смерти и тления, а помощь - даруемое благодатию твердое упование на воскресение [из мертвых]. К нему и обращают [свои] взоры благочестивые [люди], мужественно переносящие бесславие смерти. Или: скорбь есть труд ради добродетели, а помощь - получаемое подобным трудом, по благодати Божией, бесстрастие. По сравнению с этим бесстрастием всякое спасение человеческое есть [просто] суета и совершенное ничто. Так следует понимать суету. //**Толкование на 59 псалом.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо** Никто из людей не в состоянии уничтожить скорбь мою: дай мне Ты, Боже, помощь от скорби моей, скорби по грехах моим. //Тебе единому//, а не людям //согрешил// [[old:ps:050:06|(Пс. 50:6)]] – они сами все грешны; Ты и оставь грехи мои – и радость моя исполнится. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо** оюз: //«и»// заменив другим, //Симмах// перевел яснее, и сказал так: дай нам помощь от скорби, потому что суетно спасение человеческое, то есть, помоги страждущим; ибо Тебе одному возможно прекратить бедствия, а человеческая помощь без Тебя суетна. ===== Евфимий Зигабен ===== **Даждь нам помощь от скорби; и суетно спасение человеческо** Здесь излишен союз: и; поелику и //Симмах// перевел так: Ты дай нам помощь, ибо суетно спасение от человека. Или: и, надобно разуметь вместо: ибо, как принимает и //Феодорит//. //Великого Василия//: Не от множества имуществ, не от избытка силы и не от высоты славы зависит крепость; но за чрезмерную скорбь дарует Господе ищущим Его помощь. Таков был и Павел, хвалившийся скорбями и за сие мог говорить: когда я немощен, тогда силен. Другой говорит (быть может //Максим//): скорбь, по моему мнению, есть преобладание и сила тления, а помощь, даруемая благодатью, несомненная надежда на воскресение, имея которую в виду благочестивые печальную смерть переносят великодушно. Или иначе, скорбь есть труд для приобретения добродетели, а помощь—последующее за ним, по благодати Христа, бессмертие, в сравнении с которым всякое спасение есть суета и совершенное небытие, что справедливо почитается суетою. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо** Поэтому в заключение псалмопевец снова обращается с молитвою о помощи и надеется, что молитва его будет иметь блестящие последствия. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–14 **Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающыя нам** Выразив столь твердую надежду на помощь Божию и крепкую уверенность в успехе воинских предприятий, св. Давид заключает свою речь молитвою к Богу, в которой поясняет, что если мы (все вообще верные), в случае бедственных обстоятельств (**от скорби**), не будем иметь помощи от Бога, то и не должны ниоткуда ожидать этой помощи, потому что в едином Боге заключается наше спасение. А то спасение, которого мы стали бы ожидать от людей, **суетно**, тщетно. Будучи сами по себе слабы и бессильны, мы только при помощи Божией приобретем силу; и Он, Господь Бог наш, уничтожит силу врагов наших, угнетающих нас. «Уповай же, христианская душа, всем сердцем своим на Господа, и удобно избежишь злодейских козней, ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему» (Псалтирь св. Ефрема Сирина). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]