[<10>] ====== Толкования на Пс. 60:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-4 **В конец, в песнех, Давиду псалом. Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей: от конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия** **Услыши Боже моление мое.** Поелику, смотря на преобладание и мучительство демонов, исполняюсь уныния, то умоляю Тебя прийти и исхитить нас из руки притеснителей. Словами же: **от конец земли** выражает, что совершает моление за целую вселенную. **От конец земли к Тебе, воззвах.** Поелику Вавилон отстоял от Палестины на много дневных переходов, то отведенные в рабство и поселенные в земле вавилонской полагали, что обитают на крайних пределах вселенной. **На камень вознесл мя ecu.** Показывает, что скоро был услышан, согласно с сказанным: //и еще глаголющу ти, реку:се приидох// ([[old:is:58:09|Ис. 58,9]]). Ясно же проповедует, кем совершится спасение, ибо говорит о себе, что вознесен на камень, а сильные и выше вредоносных демонов стали мы Христом, Который у блаженного Павла наименован камнем. **Наставил мя ecи, яко был ecи упование мое.** Ибо, если Он есть путь, и Он есть дверь, то явно, что Он же научит нас ходить благою стезею, утвердив в уповании на Него. **Столп крепости от лица вражия.** Это подобно тому, как если бы сказать: ты стал для меня стеною и ручательством, что ничего не потерплю от злотворных врагов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Внуши Боже моление мое, вонми молитве моей** Приими, говорит, прошение, Владыка, и благоволительно выслушай слова молитвы моей. Потом показывает, кто молящиеся. ===== Евфимий Зигабен ===== **Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей** О сих воззваниях: услышь и внемли, мы сказали в изъяснении [[old:ps:026:start|26]] псалма, о чем и смотри там. //Григорий Богослов// в ямбических стихах говорит, какое различие имеет моление от молитвы. Моление есть прошение нуждающихся; а молитва— находящихся в лучшем состоянии. Слова //Афанасия//: Поелику смотря на преобладание и жестокость демонов я исполняюсь уныния; то посему молю, чтобы Ты, явившись, избавил нас от руки насильствующих. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей** В сих словах содержится краткое предисловие, которым муж праведный просит Бога, дабы услышал **моление** его и не отвергнул молитвы, но милосердно принял оную. Под именем моления разумеется не простая молитва, но вопль, с великим движением сердца горе возносимый, как видно из Еврейскаго текста. Ибо молитва холодная и едиными устами произносимая, не проникает облаков, кольми же паче не восходит превыше неба. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей** Словами **услыши** и** вонми** псалмопевец делает молитвенное обращение к Богу и первым из них говорит, чтобы Господь не отвратил слух Свой, а выслушал бы молитву его, а вторым – просит, чтобы не оставил этой молитвы без внимания, как недостойной этого. Равным образом и слова **моление** и** молитва**, по-видимому однозначащие, тогда как каждое из них имеет свои особенности: **моление** означает «сильный вопль, или взывание» (с еврейского), а молитва есть «чистосердечное прошение», или, как объясняет св. Григорий Богослов, «моление есть прошение нуждающихся, а **молитва** – находящихся в лучшем состоянии» (у Зигабена в подстрочном примечании [7, с 467]). Таким образом, смысл изречений этого стиха должен быть следующий: услышь, Боже, молитвенный вопль мой и не оставь без внимания молитву мою. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]