[<10>] ====== Толкования на Пс. 60:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси** См. Толкование на [[old:ps:060:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 60:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-4 **От конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия** **«От конец земли к Тебе воззвах».** Поелику Вавилон отстоял от Палестины на много переходов; то отведенные в плен будучи принуждены жить в вавилонской земле, представляли, что живут на краю вселенной. **«Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси».** Умоляю же Тебя о том, чтобы от Тебя иметь мне утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшия на мне бедствия, пользовался я Твоею помощию и преодолевал врагов. **«Наставил мя еси». «Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия».** Понадеявшись иметь часть в Твоем промышлении, не обманулся я в надежде. Ибо Ты соделался моим вождем и крепким столпом. При Твоей о мне попечительности, избегнув вражеских злоумышлений, улучу и возвращение. ===== Евфимий Зигабен ===== **от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси** **От конец земли к Тебе воззвах** Концами земли в повествовательном значении называет Вавилон, так как он находился на краю известной тогда части свита. В высшем значении под концами земли можно разуметь земные заботы, отдаляющие человека от Бога. Слова //Феодорита//: Поелику Вавилон удален от Палестины на многие расстояния, то жившие в нем пленники думали, что они живут на последних пределах земли, почему и говорит, что они взывают с пределов вселенной. //Афанасия//: Выражение: с концов земли, значит то, что он приносит молитвы за всю вселенную. Безыменного толковника: Написано у //Екклезиаста//: Не спеши устами своими и сердце твое пусть не скоро износит слово пред лицем Божиим, ибо Бог на небе—горе; а ты на земле. Посему да будут слова Твои малочисленны [[old:ekl:05:01|(Еккл. 5,1)]]; а сим означается не местное расстояние, но различие существа не созданного от созданий; Бог называется пребывающим горе—на небе, по причине преимущества чести, а бытие человека находящимся долу—на земле, потому что он пришел в бытие из ничтожества. **Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя ecи** Камнем Давид называет надежду на Бога, как по твердости, неподвижности, так и по высоте ее и возвышению: всякий раз, говорит, как только я унывал, изнемогая от скорбей, Ты, Господи, возводил меня в надежде на Тебя, как бы на некий высокий и твердый камень. Слова //Вел. Афанасия//: Унывает и скорбит всякий боголюбивый, доколе пребывает в сей смертной жизни, скорбит и по человеколюбию, видя множество погибающих. Итак, поелику и Давид, взирая на свирепство и жестокость демонов, падал в уныние; то посему он просит, чтобы Господь своим явлением избавил нас от руки делающих насилие. Выше же демонов стали мы чрез Христа, Который от блаженного Павла наименован камнем. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 3-4 **от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия** Под именем концев **земли** можно разуметь не токмо вещественные пределы земли, где находился Давид во изгнании, но и великое оное разстояние, которое находится между тем, кто взывает, и между тем, к немуже кто взывает. Бог, к Которому человек взывает, есть превыше небес; а тот, который взывает, есть на концах земли, сиречь в дольних земли, как инде сказал Пророк: //из глубины воззвах к Тебе, Господи// [[old:ps:129:01|(Пс. 129:1)]]! Великим убо гласом должен взывать тот, который обретаяся в дольних, хощет услышан быть от Того, Иже седит на Херувимех, сый превыше небес. Ибо разумея безконечное разстояние, обретающееся между ничтожеством своим, и между совершенством непостижимаго Существа, не может иначе беседовать к Нему. **Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, и наставил мя еси**. Дает причину, чего ради с великим упованием взывает к Богу: понеже де опытом дознал, что находяся в туге, сетовании и унынии, никогда не был оставляем от Бога. Господь, видя стесненное скорбьми **сердце мое**, тотчас посылал помощь Свою, извлекал из глубины зол и печалей, и находящагося близ отчаяния поставлял на твердом камени **упования**. За сим присовокупляет: Ты был еси (мне) **столп крепости от лица вражия**. Кто уповает на Бога, и помышляет, какия бедствия Христос претерпел, Иже есть глава наша, на которую взирая научаемся, что должно делать, и что страдать на земле, и чего ожидать на небеси: тот без сомнения восходит на столп зело укрепленный, на котором откровенно стоя, не токмо избегает стрел, пускаемых от врагов, во и сам мещет стрелы на них. На таком столпе стоял Давид, сего ради глаголал: **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **от конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси** Изгнанный из св. земли (восточная заиорданская земля, где находился Давид, в тесном значении, не принадлежала к Ханану) и лишенный престола Давид молит Господа, чтобы Он услышал его, находящегося теперь в изгнании (**от конец земли**) и в тоске сердечной взывающего о помощи. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси** //Услыши, Господи, мою молитву и спаси меня, так как я только в Тебе нахожу прибежище. Дай мне вечно жить под Твоим покровительством// Под //"концом земли"//, где находился Давид, можно разуметь, возможно, Маханаим. Писатель называет эту местность //"концом земли"//, или границей Палестины для того, чтобы показать отдаленность своего настоящего местопребывания от Иерусалима и храма, который для благочестивого царя являлся предметом первой необходимости: там он мог быть ближе к Господу и отдаваться молитвам пред Ним. //"Скалой"// Давид часто называет Господа. Возвести на скалу - дать твердую защиту. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **От конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия** По причине мятежного восстания Авессалома Давид принужден был бегством из Иерусалима спасаться от преследовавших его мятежников, и с небольшим числом приближенных к нему людей он укрылся в левитском городе Маханаиме, в Галаадской области [[old:2ts:19:32(2 Цар. 19:32]], [[old:2ts:19:32|17:27)]], лежащей в северо-восточной части Палестины, за Иорданом, на краю владений Израильского царства, на одном из отрогов Ермонских гор [[old:ps:060:03|(Пс. 41:7)]]. Положение его, ввиду преследующих его мятежников, было очень затруднительно и потому естественно могло навести на него чувства скорби и уныния, от которых избавить его могли и действительно избавили только крепкое упование его на Бога и непоколебимая уверенность в скорой помощи от Него. Все это псалмопевец и выразил в изречениях этих стихов: от конца земли (Израильской), говорит он, воззвал я к Тебе, Господи, погруженный в горестное уныние сердца моего, и Ты вознес меня на скалу, «для меня недосягаемую» (по пер. с евр.), ибо Ты всегда был прибежищем моим, Ты крепкая защита моя, как крепостная башня (**столп крепости**) пред **лицем** врага. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]