[<10>] ====== Толкования на Пс. 60:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Пребудет в век пред Богом: милость и истину Его кто взыщет** Здесь превращен порядок речи, почему смысл ее будет следующий: если кто взыщет милости Его и истины Его, то бесконечные веки пребудет он пред Богом. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет** См. Толкование на [[old:ps:060:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 60:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Пребудет в век пред Богом: милость и истину Его кто взыщет** **Пребудет в век пред Богом** Сими словами изъясняются изложенные выше. Из всех, бывших от века, царей один Христос живет пред Богом: так как хотя и Он умер, но и опять воскрес, по истечении трех дней, и сел одесную Бога и Отца. **Милость и истину Его кто взыщет?** Кто, говорит, постигнет милость и истину Божию? иначе—никто. Потому что Бог есть море милости, равно как бездна истины. О милости и истине мы сказали и в [[old:ps:056:04|56]] псалме при изъяснении слов: послал Бог милость свою и истину свою, где и смотри его. Великий //Афанасий// читает сии слова в обратном порядки так: кто будет искать милости и истины Его, тот в бесконечных веках пребудет пред Богом. И это яснее перевел //Симмах//: Милость и истина будут охранять его. Ибо они, то есть милость и истина Божии будут для него причиною бессмертия. Слова //Феодорита//: Кто, говорит, может сокровенную и праведную милость Божию постигнуть в точности? Ибо судьбы Его—бездна. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 8-9 **Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет? Тако воспою имени твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне** Здесь простыми словами выражает то, что выше сказал преносными: //вселюся в селении во век//и. В том же разуме и здесь глаголет, что он, жительствуя под покровительством **Бога**, всегда безопасен и спокоен пребудет. Нет сомнения, что сими словами означает еще и промысл Божий, и отеческое попечение Его, которое имеет **Бог** о рабах Своих. В самом деле, мы посреди толиких опасностей, коими окружаемся отвсюду, не могли бы ни на минуту устоять, ежели бы око Божие не взирало и не сохраняло нас. Отсюду явствует, что истинная непоколебимость блаженныя жизни состоит в том, когда бываем удостоверены, что она управляется свыше. За сим следует другое прошение: **милость и истину** уготови, яже сохранят его. Сии слова двояким образом толкуются: ибо как **милость и истина** суть прямыя подпоры царств, то некоторые мнят, что Давид прилично просит себе дара человеколюбия, кротости и справедливости, дабы сим образом мог утвердиться на царстве. По мнению других, Давид просит **Бога**, дабы Он сохранил его, яко царя, **милостию** Своею и **истиною**; аки бы сказал, что сохранение царства его зависит от единыя **милости и истины** Божией. Между тем чрез глагол **уготови**, ясно показывает, что у **Бога** в готовности находятся средства и способы, коими может сохранить рабов Своих. По переводу седмидесяти толковников сила слов сих такая, что **милость** Божия, которую являет Он к человеческому роду, и **истина** или верность, с каковою хранит обетования Свои, суть непостижимы, суть бездна многа, превосходящая всякое понятие и всякий разум. Наконец заключает, что он потщится непрестанно упражняться в пении похвальных песней, в честь пресвятаго имени Божия сочиняемых, дабы тем исполнить обеты свои. При чем заметить должно прекрасную гармонию или согласие между двумя частями хваления. Ибо Давид не меньше посреди опасности прибегал к помощи Бога, как и благодарен был по избавлении от оных. Тако, глаголет, **воспою имени Твоему во веки, еже воздати ми обеты моя день от дне**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет** **Кто взыщет?** Ответ: никто не ищет, т.е. не теряет ее; всякий до очевидности убедится в милости и верности Бога Своим обетованиям Давиду и дому его. Многие слово **взыщет** понимают в значении исследует, поймет. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет** Афанас. соединяет так: кто взыщет милости и истины Божией, тот вечно пребудет пред Богом, то есть в блаженстве. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет** //"Пребыть вечно пред Богом"// - пользоваться вечной милостью, близостью к Нему после смерти. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет** См. Толкование на [[old:ps:060:07#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 60:7]] [<10>]