[<10>] ====== Толкования на Пс. 61:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** **Обаче цену мою совещаша отринути.** Ибо едва не лишили нас самого разума, понудив покланяться древам и камням, так что и о нас можно было сказать: //человек в чести сый не разума// ([[old:ps:048:13|Пс. 48,13]]). Таковы враги твои, душа, но ты предай себя в рабство Богу. А потом присовокупляет: от Него надеюсь и сего самого, т.е. что при помощи Его улучу спасение, и не попустит Он стать мне переметчиком и беглецом, или искать другого над собою владычества. Ибо и спасения и помощи ожидаю себе от того, что на Него надеюсь. **Текоша в жажди.** Этим путем, говорит, текли сопротивные силы, жаждая лишить меня чести. **Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху.** Говорит это, потому что демоны, внушая нам приятное, чрез это самое делают нас чадами проклятия. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** Цена человека есть Кровь Христова. Ибо сказано: //«Ценою куплени есте: не будите раби человеком»// [[new:1kor:07:23|(1Кор. 7, 23)]]. Сию-то цену умыслили сделать для нас бесплодною воители лукавого, снова вводя в рабство освобожденных однажды. **«Текоша в жажди»**. Пророк выражает жестокость злокозненности демонов – они устремляются на нас, жаждая нашей погибели. **«Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху»**. Многие одобряют худые дела: шутливого называют забавным, сквернослова – знающим обхождение, чрезмерно взыскательного и гневливого именуют человеком, не заслуживающим презрения, скупого и необщительного хвалят за расчетливость, расточительного – за щедрость, блудника и распутного – за умение наслаждаться и за развязность, вообще всякий порок прикрашивают именем соприкосновенной добродетели. Такие люди устами благословляют, а сердцем клянут, потому что своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых, подвергая их вечному осуждению за то самое, за что одобряют их. **//Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** **«Обаче цену мою совещаша отринути».** Одна у них цель, говорит Пророк, лишить меня Божия о мне промышления, от котораго вся моя цена и слава; потому что слава благочестивых – служить Богу; почему и божественный Павел везде именует себя рабом Христовым. **«Текоша в жажди».** Но это злоумышление не стороннее для них дело; напротив того со всем усердием занимаются им, жаждут низвергнуть меня в пучину нечестия. И объясняет Пророк, какия к тому употребляют ухищрения. **«Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху».** Употребляют обольстительныя слова, покушаясь ввести меня в обман, а внутри у них сокрыта пагуба. Так иудеи, показав злоумышления врагов, снова сами себе поставляют законом, пребывать в терпении и ожидании Божественной помощи. ===== Евфимий Зигабен ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** **Обаче цену мою совещаша отринути** Однако ж о цене (чести) моей совещались, чтоб была отринута (мною). Враги, говорит, и гонители мои умыслили изгнать из меня покорность и работу Богу и совершенно обнажить меня, тогда как она, по словам //Феодорита//, составляет честь мою, ибо ею я прославляюсь и приобретаю почтение. Если честь для раба— служить земному царю и смертному владыке; то не гораздо ли больше чести для смертного человека—служить бессмертному и небесному Царю—Богу? Слова //вел. Василия//: Цена за человека есть кровь Христова: вы, говорит, куплены ценою, не будьте рабами человекам. Сию то цену воины лукавого умыслили сделать бесполезною нам, снова вводя нас однажды освобожденных в рабство. //Кирилла//: Едва не лишили нас демоны самого рассудка (который составляет честь человека), принудив нас покланяться древам и камням, так что и говорится об нас: человек, бывший в чести, не разумел. //Феодорита//: для благочестивых есть честь служить Богу. Безыменного толковника: Добродетель и благочестие есть честь мудрого, как сказано: Слава и честь и мир всякому делающему добро; и так, злоба есть бесчестие; те, которые пали в оную, чувствуя, чему они подверглись, говорят: покрыло нас бесчестие наше потому что против Бога нашего согрешили мы [[old:ier:03:25|(Иер. 3,25)]]. Притом не сказал: отринули честь мою, но умыслили (сделать то), чтоб была отринута (мною). Ибо демоны не производят насилие, но обман; а сродники их те, о которых написал Павел: ласковыми и красивыми словами обольщают сердца простодушных. Таково же и следующее: Если умоляет тебя враг с великим воплем, не верь ему; ибо семь лукавств в душе его [[old:pr:26:25|(Прит. 26,25)]]. **Текоша в жажди** Враги, говорит, не пришли на меня просто, но поспешили с великим желанием сразиться со мною; так как жажда означает крайнее желание: поелику, как пишет о Маккавеях Иосиф, царь Антиох и окружавшие его употребили все обороты для убеждения иудеев отложиться от закона и отечественных обычаев их. **Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** Антиох, говорит, и бывшие при нем хвалили иудеев, ласкательствуя им, чтоб отвергнули закон, а сердцем своим порицали их, как врагов за различие бывшей у них благочестивой веры; и, по наружности, они давали им советы, как братья, а втайне обманывали их, как враги. Другой говорит: Демоны, внушая нам удовольствия, делают нас чрез оные чадами проклятия. Слова //великого Василия//: Многие одобряют злые действия, называя легкомысленного приятным, сквернословящего—сведущим в обращении, вспыльчивого и гневливого именуют не любящим низости, скупого и необщительного выхваляют, как расчетливого, словом всякому пороку ласкательно дают имена смежной с ним добродетели. Таковые то устами благословляют, а в сердце произносят проклятия; ибо словесною похвалою своею они низводят всякое проклятие на жизнь их (то есть похваляемых ими). ===== Евагрий Понтийский ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** Когда после многих и частых борений бес чревоугодия не в силах уничтожить [крепко] запечатленного [в душе] воздержания, тогда он ввергает ум в желание высшего подвижничества, а [в качестве примера] приводят Даниила со товарищи, их скудную жизнь и семена, [которыми] они питались ([[old:dan:01:11|Дан. 1, 11]]–12). Напоминает он и о некоторых других отшельниках, всегда живших так [скудно] или начавших [это делать недавно], и принуждает стать их подражателем, чтобы [инок], погнавшись за неумеренным воздержанием, потерпел неудачу и в воздержании соразмерном, так как тело, вследствие своей немощи, не выдержит и [такого]. [Этот бес] «**усты своими благословяху и сердцем свои кляняху**». //**О помыслах.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** Якоже Давид, со своей стороны, веру назидал, дабы тверже надеяться на милость Божию: тако напротив, враги его устрояли ему козни, исполненныя гордости, безчеловечия, коварств и насилия. Аки бы сказал: враги мои, при всех усилиях своих, хотя других успехов никаких не имеют, как токмо сами стремглав упадают, однако, будучи объяты неистовством, не престают изобретать новыя козни, дабы меня низложить. Они не токмо не хотят отдать справедливости заслугам моим, но еще с жадностию устремляются на погибель мою: при всем том, приобыкши к обманам, устами благословляют, а сердцем кленут. Отсюду видим, какое имеют намерение и духовные враги, когда воюют на праведных. Они к тому наипаче стремятся, дабы лишить нас вечных почестей, в которых они завидуют нам, понеже сами чрез падение свое лишилися оных. Сего ради воюют на нас, сего ради возжигают похоти, дабы отнять у нас и великую **цену**, ею же искуплены мы, а с нею купно похитить и почесть вечныя славы. Они устами своими благословляют, то есть, по видимому, добра желают, представляя удовольствия и утехи настоящия жизни: а сердцем своим кленут, то есть, зла желают, ведая, что успехи оныя не что иное суть, как сладкий яд души, и средство, служащее ко отъятию вечнаго наслаждения. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** Все усилия и стремления их направлены к тому, чтобы лишить его царского его достоинства, и для достижения своей цели они прибегали к постыдному притворству. **Обаче** – да и; **цену** – царское достоинство. **Текоша в жажди**: при таких нападениях я бегу, исполненный жажды, т.е. полный горячего желания именно помощи Божией. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** **Цену мою совещаша отринути, текоша в жажди.** В буквальном смысле: желали уронить мое достоинство и делали сие с таким усилием, с каким томимый жаждою стремится к воде; архиереи отринули, не хотели принять сребренников от Иуды, за которые он продал им Господа. Когда Он сказал: //жажду//, тогда приблизились к Нему с оцтом; //усты своими благословляху//, говорили Учителю, //вемы, яко истинен еси, и пути истины учиши//, а замышляли предать Его. [[old:ps:061:13|Ст. 13.]] //Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия: и Твоя Господи милость.// Афан.: Бог объявил слово о суде; а я слышал двоя сия: первое - что гневом воздаст тем, которые по множеству грехов требуют гнева; второе - что уделит милость тем, которые сделали достойное милости. По Феодор., единою, то есть произнес неизменяемое определение. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** В отношениях Давида, как царя, к своему народу, враги не могли указать ничего преступного и вредного для последнего. Авторитет его стоял высоко не по сану, как царя, но и по действительной ценности, засвидетельствованной всей его предшествующей деятельностью, как правителя. Чтобы низложить его с престола (//"с высоты"//) враги //"прибегли ко лжи"//. Для усыпления же бдительности Давида и для успеха своего предприятия они оказывали пред ним ложную почтительность, //"а в сердце клянут"//. Такие приемы - обычны там, где нет правды в действиях и чистоты в стремлениях. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху** **Обаче** значит: «однако же, но и, даже и». **Текоша в жажд**и значит: «устремились с жадностью, с яростью». Псалмопевец сими словами продолжает речь свою о злокозненных усилиях врагов его, которые, хотя не имели успеха в своих кознях, тем не менее не ослабевали в своей злобной ярости против него и изобретали новые козни, чтобы низложить его. Они, как бы так говорит он, не только стараются ниспровергнуть меня, как пошатнувшуюся стену, но даже не хотят признать никакой заслуги моей, они совещались лишить меня моей чести, моего царского достоинства (**цену мою отринути**) и к достижению этой цели устремились с жадностью, при этом они коварно лицемерили: устами своими меня благословляли, а в сердце проклинали. Так же точно поступают и духовные враги нашего спасения, по изъяснению вышеозначенных отцов [[old:ps:061:04|(ст. 4).]] Они (злые духи) стараются всячески лишить нас вечных почестей, в которых завидуют нам, т.к. сами лишились их за свою гордость. Возжигая в нас плотские похоти и всякие страсти, они усиленно стремятся ниспровергнуть в греховную бездну нашу слабую природу, как пошатнувшуюся стену, чтобы отнять у нас ту величайшую цену крови Христовой [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6:20]], [[new:act:20:28|Деян. 20:28)]], которою искуплены мы от работы вражией, а с тем вместе лишить нас и вечной «//славы чад Божиих//» [[new:rim:08:21|(Рим. 8:21)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]