[<10>] ====== Толкования на Пс. 61:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте.** Говорит это, потому что злоумышляли на Него по любостяжательности, надеясь воспользоваться плодоприношениями народными по Закону. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** **«Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте»**. Выше сказал: //«уповайте на Него весь сонм людей»//. Но видел медленность в повиновении и произнес: //«Обаче суетни сынове человечестии»//. Теперь опять запрещает уповать на неправду. Кто собранное неправдою богатство почитает для себя достаточным средством к силе и могуществу, тот подобен больному, который в самой сильной болезни поставляет свое здоровье. **«Не уповайте на неправду»**, она препятствует тебе во всяком деле. **«И на восхищение не желайте»**, – псалмопевец увещевает не быть похотливым на чужое. **«Богатство аще течет, не прилагайте сердца»**. Если видишь, что иной чрезмерно богат, не считай жизнь его блаженною. Если отовсюду и из неисчерпаемых источников текут к тебе деньги, не допускай до себя их обилия. **«Богатство аще течет»**... Подивись сему речению! Свойство богатства текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим. Как река, стремящаяся с высоты, приближается к стоящим на берегу, но вдруг коснулась и в ту же минуту удалилась, так и выгоды богатства весьма быстро появляются и ускользают, имея обычай переходить от одного к другому. Это поле сегодня принадлежит одному, завтра будет принадлежать другому, а чрез некоторое время еще новому владельцу. Посмотри на дома в городе; сколько уже принимали они наименований со времени своего существования, называясь по имени то одного, то другого владетеля! И золото, постоянно утекая из рук владеющего им, переходит к другому, а от другого к третьему. Скорее можешь удержать воду, сжатую в реке, нежели надолго сохранить у себя богатство. Посему прекрасно сказано: **«Богатство аще течет, не прилагайте сердца»**. Не пристращайся к нему душою своею, но извлекай из него пользу; не люби его чрезмерно и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его в служение как орудие. **//Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** Весь мир и всех нас Господь содержит в руке Своей; характер богоуправления есть милость Божия; но при всей милости Он справедлив в высшей степени и воздаст непременно каждому человеку по его делам. Поэтому горе тем, кои уповают на неправду, кои неправдою живут и хищением устрояют свое благоденствие, кои прилагают свое сердце к богатству. По суду правды Божией они получат свою награду здесь, а туда перейдут для мучений. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** **«Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте».** Не почитайте достолюбезным человеческаго благоденствия, достигнутаго неправдою. **«Богатство аще течет, не прилагайте сердца»**. Видя, что богатство, подобно реке, течет в ваши домы, не порабощайте ему вашего помысла. И для чего же советуешь сие, и предлагаешь такое увещание? ===== Евфимий Зигабен ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** **Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте** Божественный Давид обращает поучение ко всем людям: не надейтесь, говорит, люди, на неправду, то есть на собираемое неправдою богатство, и не имейте расположенности к похищениям чужих вещей. Здесь излишен предлог: επι. Слова //Бож. Кирилла//: Обвиняет всех, которые всегда и ненасытимо твердят о необходимости богатства; он говорит: не уповайте на неправду. Почему? Потому что богатство неправедно собираемое будет изблевано [[old:iov:20:15|(Иов. 20,15)]]. Если же останется, то приготовить владеющим им огонь геенский. //Вел. Василия//: Кто думает, что собранное неправедно богатство заключает в себе достаточное средство крепости и власти, тот подобен больному, который в высшей степени болезни полагает, что он здоров. И выше означенный //Кирилл// при изъяснении пророка Софонии сказал: богатство всегда подобно беглецу. **Богатство аще течет, не прилагайте сердца** Если, говорит, богатство (имеющее свойство текучести и непостоянства) переходит от одного человека к другому, или от другого переходит к вам, не прилагайте снова к сему богатству сердца вашего до такой степени, чтобы иметь к нему пристрастие, или желать его. Некоторые списки содержат: καρδιας, что, если бы принято было в родительном падеже, подает такую мысль: не имейте пристрастия или вожделения к богатству от всего сердца вашего, а если в винительном, то—следующую: не пригвождайте к богатству сердец ваших. Слова //вел. Василия//: Если увидишь кого весьма богатым, не ублажай его жизни. Если со многих сторон и из обильных источников течет имущество, не хвали изобилия сего. Когда богатство течет, не прилагай сердца. Удивляйся сему изречению. Богатство имеет текучее свойство. Оно быстрее потока протекает у владельцев своих. Оно обыкновенно то к тому, то к другому переходит. Как река, стремящаяся с высоты, хотя приближается к стоящим на берегу, но не успев подойти к ним, как вдруг удаляется: так и приятность богатства, будучи соединена с самым быстрыми и скоро ускользающим появлением, обыкновенно переходит от одних к другим. Удобнее удержать сжатую в руке воду, нежели надолго сберечь у себя богатство. Итак, хорошо сказано: Когда богатство течет, не прилагайте сердца. Не пристращайся к нему душею, но извлекай проистекающую из него пользу, не слишком любя и с удивлением выхваляя его как некое благо, но только пользуясь им как служебным орудием. //Нисского//: Итак, не удерживай протекающего и не заграждай источников его. И не прилагайся к нему сердцем, боле надлежащего угождая склонности его, и не почитай его чем то великим. Ибо богатство мимо течет и, не успев появиться, как уже убегает наравне с тенью. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** Здесь показывает Пророк, что люди не прежде могут твердо уповать на Бога, как разве тогда, когда оставят все обманчивыя надежды, отвлекающия человека от Бога. Итак, повелевает удалить препятствия сии и очистить душу от пороков, гнездящихся в сердце вместо Бога. И хотя о некоторых токмо видах греха упоминает, однако вообще назнаменует, что сердце человека никогда не может без лицемерия прилепиться к Богу, донележе не будет очищено от противных ему пороков. Под именем неправды разумеется здесь обман, и потому запрещается всякая неправедная корысть, приобретаемая как тайною неправдою, каков есть обман, так и явным насилием, каково есть хищение. Полагая глагол, не желайте, отсекает и самое злое пожелание, которое так ослепляет умы, что люди без всякой опасности наказания стремятся на все непозволенное. За сим присовокупляет: **богатство аще течет, не прилагайте сердца**. Прилагать сердце к богатству – означает не токмо страстно желать богатства, но и уповать на него, и тем гордиться или высокомудрствовать, как //Павел// глаголет [[new:rim:11:12|(Рим. 11:12]]). Пророк еще хощет, чтоб люди к богатству, и праведным образом приобретенному, не имели пристрастия. Коль же полезно сие увещание, тому повседневный опыт научает. Ибо ничто так не известно, как то, что от избытка богатств раждается всякое своевольство. Почему и //апостол Павел// праведно нарицает сребролюбие //корнем всех зол// [[new:1tim:06:10|(1Тим. 6:10)]]. И //Василий Великий// прекрасно замечает, что ослепленные сребролюбцы крайняго сожаления достойны. Они мыслят, как богатство притекает, но не мыслят о том, как утекает: и для того де сказано: **не прилагайте сердца**. Чего ради? Да не с текущим богатством самое сердце утечет и погибнет. Подобает убо, егда течет богатство, иметь сердце неподвижно и утвержденно в Бозе: притом располагать течение онаго так, чтоб текло полезно, подражая примеру благоразумнаго земледельца, который располагает течение вод или для орошения вертограда, или для обращения жернова, и тому подобнаго. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** Не должно думать, что безнаказанность хищений и грабительств, равно также материальные богатства в руках человека могут для него служить защитой и опорой и несокрушимым оплотом. Временный перевес на стороне нечестивого и его внешнее преобладание не должно вызывать подражания: //"не прилагайте"// к этому сердца. Все содержание [[old:ps:061:09|9-11]] ст. направлено Давидом к окружающим его в изгнании людям, которых повергало в уныние и которые теряли веру в возможность спасения Давида и самих себя потому, что видели материальный перевес на стороне его хищных врагов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца** Псалмопевец увещевал весь сонм людей к упованию на Бога [[old:ps:061:09|(ст. 9),]] надеясь, может быть, тем самым привлечь народ в более близкие отношения к Богу. Но когда увидел, что //оскуде преподобны//й, что стало мало правды у сынов человеческих, суетное говорил каждый ближнему своему [[old:ps:011:02|(Пс. 11:2–3)]], даже когда Сам Господь с небес посмотрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий, или ищущий Бога, и увидел, что все уклонились и стали непотребными [[old:ps:013:02|(Пс. 13:2–3)]], то и ему, псалмопевцу, стало горько и обидно за такое низкое падение людей и совершенное отпадение их от Бога. Изобличив их в суетности и в лживом направлении всей их жизни [[old:ps:061:10|(ст. 10)]], так что на словах (льстивыми устами) они являлись добрыми и благосклонными, на деле же (в сердцах своих) были злы и коварны (см. выше, [[old:ps:061:05|ст. 5]] и [[old:ps:013:03|Пс. 13:3]]), он теперь обращает внимание их на те порочные склонности и на те обманчивые надежды, которые наиболее всего удаляют людей от Бога. Не уповайте на неправду, говорит он, **и на восхищение не желайте**. Этими словами дает он сынам человеческим такое увещание: вы удалились от Бога и слишком привязались сердцем своим к тленным земным благам, и оттого вас поглотила суетность и неправедная корысть, которая толкает вас на всякую ложь, на всякий обман, в особенности на тайную неправду. Уповая на эту неправду, вы стремитесь к обогащению, забывая, что все это суетно и гибельно для вас: не уповайте же на неправду. Стремясь к обогащению и стараясь удовлетворить своей жадности и корыстным расчетам, вы не останавливаетесь и пред явным насилием, каковы хищничество (**восхищение**) и ограбление ближнего – это столь великое зло, что его не только сделать, но и пожелать, даже помыслить о нем опасно, а потому вы на восхищение не желайте, твердо помня одну из тех великих заповедей (10-ю), которые Сам Господь изрек отцам вашим с горы Синай. Пристрастие к земным благам порождает корыстолюбие и страсть богатства и сребролюбие, которые, в свою очередь, производят в душе человека гордость и своеволие и вообще служат, по словам апостола, «//корнем всякого зла//» [[1tim:06:10|(1 Тим. 6:10)]]. Правда, можно обладать богатством и быть совершенно независимым от него, не порабощаться ему, даже не привязываться к нему сердцем, в таком отношении к богатству были праведные Иов, Авраам и другие патриархи, и вы старайтесь подражать им: богатство аще течет, не прилагайте сердца. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]